АРХИТЕКТУРА | Владимир Иванов: «Город солнца» – космическая архитектура коммунизма

14.04.2014 10:34 79
«СССР – Cosmic Communist Constructions Photographed» (Космические постройки коммунистов в

архитектура СССР день космонавтики космос Владимир Иванов

«СССР – Cosmic Communist Constructions Photographed» (Космические постройки коммунистов в фотографиях). Именно такое название имела книга французского журналиста Фредерика Шобина, вышедшая во Франции в 2012 году. Ради ее создания французский энтузиаст семь лет путешествовал по бывшим советским республикам и собирал фото, по его мнению, невообразимых «космических» зданий, поразивших его сознание.     

В дни, когда у всех на устах – имена советских космонавтов, НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили провести беседу с человеком, имеющим еще более глубокие познания в области «космической» архитектуры, нежели французский журналист. Объектом нашего интереса стал общественный деятель, журналист и краевед Владимир Иванов – организатор фотовыставки «Город солнца», посвященной «космической» архитектуре коммунизма. Данная выставка стартовала в прошлом году в Петропавловской крепости и с тех пор объехала 15 городов России. Везде она имела ошеломляющий успех, а многие люди смогли по-новому взглянуть на архитектурные строения того времени.

– Владимир, скажите, пожалуйста, как родилась идея выставки? 

– Начну с того, что я участник международного движения «Суть времени». Его главная задача – осмыслить советский период в истории. В частности, тему космонавтики, устремленности человека в космос, которая пронизывает всю советскую эпоху, начиная от первых послереволюционных лет и заканчивая брежневским временем, что видно в том числе и по архитектуре. Желание по-настоящему объективно осмыслить данный период в истории нашей страны, понять его исторический смысл, собственно говоря, и привели меня к идее выставки «Город солнца».

Она сразу же задумывалась как передвижная, и сейчас ездит по городам России. И я очень горд, что вчера, в День космонавтики, она открылась во Владивостоке, на берегу Тихого океана. Как видите, за год наша выставка проделала немалый путь, посетила 15 городов. Все фото мы собирали сами. К вышедшим ранее иностранным изданиям мы не имеем никакого отношения. Путешествуя по стране, выставка обрастает новыми экземплярами, потому что в каждом городе, где она демонстрировалась, оказывались новые объекты. Моей идеей было показать эту архитектуру в смысле её идейного космического содержания. К сожалению, эта архитектура до сих пор остается в тени, поскольку традиционно считается, что 70-80-е годы – это период «хрущевок», «брежневок», то есть унылой  однообразной, однотипной застройки . В действительности это совсем не так. Мы хотим показать, что архитектурное пространство, которое создавалось в позднее советское время и в котором большинство из нас живет, на самом деле не серое и не унылое, как многие привыкли себе представлять. Стоит присмотреться, и можно увидеть за этой архитектурой очень много идей и своеобразную гуманистическую философию, которая включала в себя особое представление об отношении человека и природы, особое видение роли театра в жизни общества, которая поднимала вопрос о создании среды для воспитания полноценной личности и много чего другого. Всё это показано на выставке на примере архитектуры.

– Вы и ваше движение обращались в какие-то комитеты и органы власти, указывая на то, что в настоящее время большинство из этих памятников архитектуры находятся в не лучшем состоянии? Возможно, имеет смысл обратить на это внимание общества?

– Как обычные граждане мы не можем решить вопрос, чтобы эти здания не разрушались. Что-то сделать можно будет только тогда, когда люди поймут, что эти здания действительно представляют собой произведения искусства. Как только такое понимание появится  в обществе – это неизбежно повлияет на то, что все эти уникальные постройки начнут реставрировать. Наша выставка – шаг к этой переоценке позднесоветской архитектуры.

– Владимир, расскажите, пожалуйста, какие петербургские сооружения вы включили в вашу выставку?

– Начну вот с чего. В 60–80-е годы в Санкт-Петербурге действовало несколько очень крупных проектных институтов. В этих институтах работали сотни архитекторов, которые разрабатывали определенные темы, и это было своего рода коллективное творчество. К примеру, был такой Ленинградский зональный научно-исследовательский проектный институт, который занимался уникальными проектами для регионов со сложными климатическими условиями. Для Крайнего Севера, например, или для регионов с сейсмической активностью – таких, как Узбекистан. В вечной мерзлоте, как известно, невозможно строить, и, тем не менее, огромное количество наших городов находится на Крайнем Севере. Наши архитекторы строили по всему Советскому Союзу.архитектура СССР день космонавтики космос Владимир Иванов

Непосредственно в нашем городе я могу назвать, по меньшей мере, четыре всем известные постройки. Во-первых, это Институт робототехники и кибернетики, который расположен на углу Светлановского и Тихорецкого проспектов. Он строился почти пятнадцать лет – с 1973 по 1987 год. Это здание, созданное архитекторами Станиславом Савиным и Александром Артюшиным, в народе называют «Ракета». И действительно, оно словно устремляется ввысь, в небо. Это здание строилось как полигон для испытания космического оборудования. Как и башня в Пизе, ленинградская «ракета» позволяла проводить замеры состояния тел при свободном падении. Сегодня в башне (кстати, абсолютно полой) хранится искусственная рука, использовавшаяся когда-то на космической станции «Мир».

Второе заслуживающее нашего внимания здание – научно-лабораторный комплекс «Красная заря» на Кантемировской улице. Один из его авторов – также Станислав Савин, а второй – Сергей Зельцман. Многие помнят, как строилось это сооружение, его только в 1990-м достроили. Кстати, его хорошо видно с разных точек обзора, поскольку «Красная заря» долгое время была третьей по высоте вертикалью города после Исаакиевского собора и Петропавловской крепости. Архитекторы вдумчиво просчитывали, как будущая постройка повлияет на небесную линию: это и подсказало им форму «головы робота», которая схематично (что вполне соответствует стилю) воспроизводит силуэт куполов и шпилей центра города.

Еще из образцов «космической» архитектуры стоит упомянуть построенное в 1982 году здание Морского вокзала на Васильевском острове (архитекторы В. Сохин, М. Захаров, Е. Шумова, Г. Федосеева), и яхт-клуб «Труд» на Петровской косе (архитекторы В. Маслов, Г. Морозов, А. Белявская, 1978–1980). Каркас этого здания выглядит, как кристаллическая решетка. Каждый из этажей поставлен на пирамидальные опоры, которые раскрываются вверх. Кажется, еще мгновение – и опоры сомкнутся, а из скорлупы каркаса выйдет на свет и повиснет над островом, как межпланетный корабль, сияющее и объемное нечто.

Еще, пожалуй, приведу в пример пионерский лагерь «Прометей» в поселке Богатыри Ленинградской области (архитекторы О. Романов, М. Хидекель, 1975–1985). Это своего рода лунная станция, возведенная подростками из трудных семей на берегу лесного озера в Карелии, – вот что такое пионерский лагерь «Прометей». Об опыте социальной адаптации через труд, который накопили педагоги лагеря, в 1983 году был снят художественный фильм «Пацаны».

архитектура СССР день космонавтики космос Владимир ИвановЧто касается архитектуры, то ее создавали ученики Лазаря Хидекеля, художника-супрематиста, близкого Казимиру Малевичу. Однако формы деревянных сооружений были продиктованы не только супрематической школой: дело в том, что проект лагеря – это переработка «для нужд землян» проекта космического поселения из сборных материалов, доставляемых с Земли. Баня в форме летающей тарелки была оборудована катальной горкой. Во время перестройки лагеря деревянные сооружения были утрачены, теперь мы можем увидеть их только на фотографиях.

– Очень интересно. А почему, на Ваш взгляд, сейчас тема космоса не столь актуальна для обычных людей? С чем связано падение интереса к этой теме?

– Во-первых, хочу сразу сказать, что Россия до сих пор остается одним из лидеров космической индустрии. Конечно, мы признаём, что при распаде Советского Союза произошла огромная потеря космических технологий. Если брать двадцатый век, то он в мировой истории был очень тяжелым и кровавым. Человечество пережило две разрушительные войны. Однако самым ярким позитивным событием двадцатого века была легендарная улыбка Гагарина и его знаменитое «Поехали». Это квинтэссенция победы гуманизма, веры в то, что в человеке есть великие способности, которые он может раскрыть. Гагарин есть символ всего этого. По-моему, не случайно, что Гагарин был советским человеком. Именно наша страна в двадцатом веке подняла на свои знамёна гуманизм, заговорила о воспитании новой творческой личности, и космическая одиссея была выражением этой мечты о новом человеке. Гагарин показал нам путь, и мне кажется, что человечество в конечном итоге, если оно хочет остаться живым и не быть уничтоженным какой-нибудь ядерной войной, обязано продолжить его дорогу.

– И все же, если вспомнить 60-70-е годы, когда каждый второй ребенок хотел стать космонавтом, теперь ситуация обстоит несколько иначе. В чем, по-Вашему, проблема? Возможно, государству стоит заняться пропагандой темы космоса?

– Естественно, я абсолютно с этим согласен – государство обязано этим заниматься, так как это делают везде – в США, в Индии. Я думаю, нам нужно вернуться к своим собственным корням. Нашим детям показывают каких-то выдуманных, чужих супергероев: Бетмана или еще кого-то. На самом деле, они должны знать, что их герои – Гагарин, Маресьев, Королев.  Истории о них должны быть изложены на доступном для детей языке.

– Может, следует создать комиксы про Гагарина?

– Может быть, и комиксы. Но я не считаю, что у нас такие глупые дети, чтобы они только картинки могли рассматривать. Нужны детские книжки, мультфильмы, энциклопедии, научно-популярная литература для детей. Ведь Гагарин действительно герой, и он не какой-то фантастический герой, не имеющий никакой связи с реальностью, он простой парень из деревни. Это настоящий русский герой! Он своим трудом, своими усилиями проложил себе дорогу и оказался в космосе. И, в конце концов, он действительно герой, он ведь погиб при испытании самолета, пожертвовав свою жизнь ради прогресса человечества. В целом Гагарин – это персонаж, который может очень многое сказать и передать детскому сердцу.

– Владимир, большое Вам спасибо за беседу. Напоследок хотелось бы узнать, когда в следующий раз мы сможем увидеть Вашу выставку в Санкт-Петербурге?

– Не знаю. В ближайшее время вряд ли, так как у нас не так много комплектов этой выставки. Пока что  на год вперед расписано ее путешествие. Это зависит не только от нас. Будучи обычными гражданами, мы не можем самостоятельно арендовать выставочное пространство. Если какое-либо музейное пространство изъявит желание показать нашу выставку, мы с радостью это сделаем. Тем более что выставка абсолютно не коммерческая, и мы ни в коем случае не получаем от нее прибыли. Как только появится желание посотрудничать  со стороны выставочных пространств, мы будем рады продемонстрировать нашу выставку еще раз.

А пока более подробно ознакомиться с нашей выставкой «Город солнца» можно на ее официальном сайте geliopolis.su.

 


Фото: geliopolis.su, space-life.com.ua, tankizt.livejournal.com

Фото Владимира Иванова: Артём Костров























 

 




Новости партнеров: