Ветераны - реставраторы совершили полуденный выстрел из пушки

14:00 01.07.2015 182
Ветераны реставрационной отрасли Емельянов Анатолий Владимирович и Николаев Владимир Сергеевич в честь 70-летия Ленинградской реставрационной шко

Ветераны реставрационной отрасли Емельянов Анатолий Владимирович и Николаев Владимир Сергеевич в честь 70-летия Ленинградской реставрационной школы и в рамках празднования Дня реставратора совершили полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости.



Анатолий Владимирович Емельянов (на фото слева) родился в 1938 году в Ленинграде. Блокаду пережил в городе, запомнив из этого времени изнурительные обстрелы и торфоразработки, где он, будучи дошкольником, помогал взрослым перекатывать груженые вагонетки. Анатолий с детства увлекался спортом, что впоследствии очень повлияло на его профессиональную судьбу. После школы закончил механический техникум, затем, учитывая уже имеющиеся достижения, поступил в Ленинградский институт физкультуры им. П. Ф. Лесгафта. Вскоре, однако, перевелся в Казахский институт физической культуры, ближе к горам, поскольку увлекался альпинизмом и горными лыжами.

Прежде чем приступить к покорению «архитектурных вершин» и высотных доминант, Анатолий Емельянов успел стать чемпионом СССР по горным лыжам, в составе сборной Союза поучаствовать в трех олимпиадах. Впрочем, карьера высотника-реставратора началась еще в студенчестве. Используя альпинистские навыки, Анатолий Емельянов устроился на работу - сбрасывать снег и лед с крыш ленинградских зданий. В 1960-х годах прошлого века в жилищно-эксплуатационной системе была налажена работа кровельных мастерских, располагавшихся практически в каждом квартале, чаще всего - в подвалах домов. Многие профессиональные секреты Анатолий Емельянов постигал в этих мастерских, где его очень ценили.

«Знания из подвала» высотник вскоре применил на куполе Исаакия - его первом реставрационном объекте. (В 1957 году на кровле собора заделывали швы и пробоины от осколков.) Вообще-то кровельные, штукатурные работы, покраска куполов, шпилей храмов и исторических зданий - основные из множества профессиональных умений Анатолия Емельянова. Как он сам отметил, учиться пришлось всю жизнь, потому что деятельность высотника-реставратора очень многогранна.

С 1973 по 1994 годы его официальным местом работы был трест «Фасадремстрой-1», затем, вплоть до 2001 года, - госпредриятие «Фасадреставрация», на котором окончательно завершился процесс разрушения советской реставрационной системы. С тех пор Анатолий Владимирович является реставратором Православной Епархии, расположенной в Александро-Невской лавре.

Перечень исторических объектов, на которых А. В. Емельянов проводил ремонтные или реставрационные работы, очень обширен. В его «послужном списке» - шпили, купола, кровли Исаакиевского, Петропавловского, Смольного, Никольского, Свято-Троицкого (Александро-Невской Лавры), Спасо-Преображенского, Троицко-Измайловского соборов, монастыря Иоанна Кронштадского, костела Св. Екатерины, Нахимовского училища, Витебского вокзала в Петербурге, часовни Александра Невского в Усть-Ижоре, даже Советского посольства в Мехико... Есть работы, которые длились годами, например, восстановление медного покрытия церкви Владимирской иконы Божией Матери (Владимирского собора на Владимирской площади), где в 2000-х годах, помимо прочего, бригада Емельянова устанавливала кресты весом до 400 кг. Устанавливала проверенным «дедовским» способом - при помощи тросов и мышечной силы.

«Верхолаз-реставратор, обследовавший все купола и шпили города - известный в Ленинграде человек» - так писал о Емельянове, ведущем работы на Петропавловском соборе, знакомый многим Юрий Рост - спецкор «Ленинградской правды» брежневских времен. Много позднее та же газета, вернувшая себе историческое название «Санкт-Петербургские ведомости», рассказывала о том же человеке - реставраторе-высотнике, бригадире мастеров, возродившем старинную, почти утраченную технологию при восстановлении купола Казанской церкви. «А. В. Емельянов - личность легендарная - писал журналист, явно не знакомый с заметкой Юрия Роста. - Через руки Анатолия Владимировича прошли купола всех храмов в Санкт-Петербурге и почти всех в Ленинградской области». Так рождаются исторические факты. По словам самого мастера, он не поднимался только на шпиль Адмиралтейства, поскольку на нем установили леса и в редком мастерстве высотника-реставратора не было необходимости.

Заслуги Анатолия Владимировича Емельянова, прежде всего, отметила Церковь: он награжден церковными орденами святых князей Владимира и Даниила Московского, а также орденом Преподобного Андрея Рублева. Среди светских наград А. В. Емельянова - знак Почетный реставратор Санкт-Петербурга.

У Анатолия Владимировича Емельянова более 60 учеников, работающих во многих реставрационных мастерских России.

 

Владимир Сергеевич Николаев (на фото справа) родился в 1928 году в Ленинграде. Когда ему было 13 лет, началась война. В первую блокадную зиму не стало мамы и младшей сестры. Затем были детский дом, эвакуация через Ладогу в августе 1942 г., и возвращение в Ленинград после прорыва блокады, ещё до её полного снятия. В 1943 г. Владимир поступил в Архитектурно-художественное ремесленное училище № 9. Директором училища был С. С. Крылов, рисунок преподавал Николай Николаевич Кашинцев, живописные и альфрейные работы Лев Абрамович Воронов, историю искусств – Шапорина. От Академии художеств консультировал профессор Петерсон. После окончания училища в 1947 году по специальности альфрейщик-живописец, В. С. Николаев был направлен на работу в Государственный Эрмитаж, который тогда возглавлял академик И. А. Орбели. С августа 1947 г. по ноябрь 1950 г. молодой художник занимался реставрацией монументальной живописи в залах музея. Работая под руководством Н. В. Перцева, участвовал в реставрации росписей Военной галереи 1812 года, Галереи истории древней живописи, залов Рембрандта, картонов Снейдерса и других.

Осенью 1950 г. В. С. Николаева призвали в ряды Военно-Морского флота, где служба тогда длилась пять лет. В этот период он активно занимался спортом. Был чемпионом Балтийского флота по метанию молота и рекордсменом ВМФ СССР.

После демобилизации в 1955 г., Владимир Сергеевич вернулся в Государственный Эрмитаж и продолжал работы по реставрации монументальной живописи.

В 1960 году в связи с реорганизацией, был переведён в Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Главного архитектурно-планировочного Управления Исполкома Ленгорсовета художником-реставратором. Работая под руководством бригадиров Я. А. Казакова и А. Н. Виноградова, Владимир Сергеевич реставрировал монументальные росписи, исполненные в разной технике (масло-штукатурка, тощая темпера и штукатурка, темпера-холст, темпера-металл) и выполнял все основные операции. Помимо монументальных произведений, мастер неоднократно реставрировал станковую живопись, в том числе панно и клейма Лоджий Рафаэля в Новом Эрмитаже. Он участвовал в реставрации росписей Исаакиевского собора (включая росписи барабана и главного купола работы К. П. Брюллова и П. В. Басина), Таврического и Юсуповского дворцов, зданий комплекса Государственного Эрмитажа, особняка Половцева на Каменном острове и многих других памятников архитектуры Ленинграда и его пригородов. В этот период В. С. Николаев без отрыва от производства закончил факультет промышленного и гражданского строительства Ордена Трудового Красного знамени Ленинградского инженерно-строительного института.

В 1969-1971 годах опытный мастер работал в Москве по реставрации интерьеров Большого Кремлёвского дворца.

В 1971 году Владимир Сергеевич перешёл в Специальные научно-реставрационные технические мастерские Управления культуры при Ленгорисполкоме художником-реставратором. Здесь он работал под руководством Р. П. Саусена, был его заместителем. Принимал участие в реставрации монументальной живописи, выполненной в разных техниках: в Оркестровой Павловского дворца и Ферме в г. Гатчина росписи тощей темперой по штукатурке, в Андреевском соборе, Музыкальной школе на Васильевском острове, Ленинградском окружном Доме офицеров - масляная техника по штукатурке. Занимался реставрацией станковой живописи (масло, холст) – картин из собраний  Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции (ныне Государственный музей политической истории России) и Государственного мемориального музея А. В. Суворова. В Петродворце реставрировал лаковое бюро XVIII века. Работая в Латвии на объекте дворца Э.-И. Бирона в Руентале, ныне Рундале (арх. Ф.-Б. Растрелли 1736-1740 гг.), В. С. Николаев участвовал в разработке ведения графической фиксации и методик ведения работ.

После объединения мастерских в 1974 г., Владимир Сергеевич перешёл в Ленинградские Специальные научно-реставрационные мастерские треста «Росреставрация», где вновь трудился под руководством Р. Н. Саусена. В этот период он продолжал реставрационные работы на объекте дворца Бирона в Рундале в залах «Картинная галерея» и «Золотой зал» (живопись выполнена в технике жирной темперы по штукатурке), участвовал в реставрации Успенского собора г. Тихвина и в отсутствии бригадира вёл этот объект по реставрации живописи. В 1976 г. мастер был направлен в г. Ломоносов (Ораниенбаум) для реставрации произведений станковой живописи из фондов музея Китайского дворца. В сентябре 1978 г. он ездил по обмену опытом в Югославию от Республиканского управления «Росреставрация».

В ноябре 1981 года В. С. Николаев был командирован во Францию на реставрационные работы особняка посольства СССР в Париже, где проработал до октября 1982 г. По возвращении в мастерские он назначен на объект Китайский дворец в г. Ломоносове бригадиром по реставрации станковой живописи для шпалерной развески картин Картинного дома. В 1983 г. Владимир Сергеевич направлен на консервационные работы Спасо-Преображенского собора о. Валаам, где занимался организацией работ на объекте и отработкой методики консервационных работ в соборе. В зимний период реставрировал произведения станковой живописи.

В августе 1988 г. В. С. Николаев был командирован в Италию для реставрации живописи в технике сграффито на фасаде Торгпредства СССР в г. Риме.

С 1990 г. вновь работал в г. Ломоносове по реставрации картин из фондов Китайского дворца. В 1994-1995 преподавал в Художественно-промышленной академии им. В. И. Мухиной -  старший преподаватель по реставрации живописи.

В начале 1996 г. опять командировка. На этот раз в Германию для обмена опытом, организации реставрационной мастерской и обучения молодых специалистов. Помимо этого, во время работы в Германии Владимир Сергеевич занимался реставрацией картин немецких художников: Лукаса Кранаха Младшего, Антона фон Вернера, Пино и др. Некоторые картины со времен войны (1945) хранились на валу маленького размера, что привело к многочисленным утратам. После раскручивания картин с вала, проведена профилактическая заклейка на рыбий клей, затем картины были накручены на новый вал диаметром 60 см. После снятия картин с вала, в мастерской проведен полный объем реставрационных работ, и картины натянуты на новые подрамники. Реставрация крупногабаритных картин выполнялась совместно с реставратором из Эрмитажа Валентином Андреевым. В конце августа 1997 г. в городе Апольда (Тюрингия) открылась выставка «Vorher und Nachher» («До и После»), посвященная работе в Германии пяти петербургских реставраторов. Ими отреставрирована или проведена консервация более двухсот произведений немецкого искусства: картины на холсте и на дереве, алтари и распятия. По свидетельству руководителя художественного отдела в Тюрингском управлении лютеранской церковью доктора Х. Мельхорна на территории Восточной Германии на грани гибели находятся сотни религиозных художественных произведений. На открытии выставки присутствовал вице-консул Генерального Консульства Российской Федерации в Лейпциге господин А. Пономаренко, представители прессы и деятели культуры. Первый канал российского телевидения снял об этом событии сюжет. Заслугой реставраторов было и то, что пятеро немецких учениц-женщин «рука об руку» работали с  русскими коллегами. Как отмечала пресса, «многими своими знаниями они обязаны высокому педагогическому мастерству преподавателя Художественно-промышленной Академии Владимиру Николаева».

По возвращении в Россию, с мая 2000 г., В. С. Николаев участвовал в реставрации предела преп. Серафима Саровского в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге.

С августа 2002 г.  работал в ЗАО «Трест «Леноблреставрация», которое было создано на базе существовавшей с 1957 г. Ленинградской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской. При реконструкции и реставрации интерьеров Большого дворца А. А. Безбородко (Центральный музей связи им. А. С. Попова) занимался раскрытием наличия живописи в интерьерах дворца, в том числе в Овальной комнате (Овальном зале), работу в которой мастер считает одной из интереснейших в своей практике. Под позднейшими записями ему удалось обнаружить на плафоне верхнего перекрытия неизвестную роспись конца XVIII века с изображением фигуры крылатой Славы, парящей на облаках и живописный фриз нижнего ложного свода на тему состязания Аполлона и Марсия. Эти произведения представляют исключительный интерес как редчайшие образцы декоративной живописи в частном доме конца ХVIII в., дошедшие до наших дней.

Затем Владимир Сергеевич занимался раскрытием закрашенной живописи в церкви св. Благоверного Александра Невского на юго-восточной башне монастырского каре Смольного монастыря.

За высокие показатели в труде Владимир Сергеевич Николаев неоднократно награждался почётными грамотами и государственными наградами, в том числе грамотой Республиканского управления «Росреставрация» («За высокое производственное мастерство и качественное исполнение работ по реставрации уникальной мебели и здания Посольства Советского Союза во Франции». Москва, декабрь 1982), грамотой Ленинградского отделения «Росреставрация» («За добросовестный труд в деле реставрации памятников культуры музеев Ленинграда и Ленинградской области», 1990). В 1979 г. ему было присвоено звание «Ударник коммунистического труда». Он награждён медалями «Ветеран труда», «250 лет Ленинграда», «50 лет победы в Великой Отечественной войне», «300 лет Санкт-Петербурга», «60 лет победы в Великой Отечественной войне»; а также знаками «Житель блокадного Ленинграда» и «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

 

 

Новости партнеров: