Санкт-Петербург предложит регионам России варианты сотрудничества по обмену опытом мониторинга атмосферного воздуха

11:00 06.07.2015 236
Председатель Комитета по природопользованию Валерий Матвеев выступил с докладом на третьем заседании Федерального экологического совета при Министерст

Председатель Комитета по природопользованию Валерий Матвеев выступил с докладом на третьем заседании Федерального экологического совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации на тему «Развитие системы управления качеством атмосферного воздуха и выполнение субъектами РФ полномочий в данной сфере». Заседание под председательством Министра природных ресурсов Сергея Донского прошло в Санкт-Петербурге.

В приветственном слове к участникам встречи, а это представители всех субъектов Российской Федерации, министр обозначил важность обсуждаемой на заседании темы. По словам Сергея Донского, высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха – в числе наиболее острых экологических проблем, которая приводит к потерям населения, заболеваниям. 25% факторов, влияющих на здоровье людей, связаны с экологией. В северной столице загрязнение воздуха, в основном, вызвано масштабным использованием автотранспорта. Министр отметил, что этот аспект необходимо учитывать при формировании мер по охране окружающей среды. Опыт Петербурга в организации системы мониторинга атмосферного воздуха на сегодняшний день – один из наиболее удачных. Сергей Донской поручил председателю Комитета по природопользованию Валерию Матвееву дать предложения по организации обмена опытом между специалистами Петербурга и регионов России.

Основные тезисы доклада председателя Комитета Валерия Матвеева

Созданная в Санкт-Петербурге система мониторинга атмосферного воздуха включает в себя инструментальные наблюдения на автоматических станциях и компьютерное моделирование. Автоматизированная система мониторинга представляет собой 22 автоматические станции и 2 передвижные лаборатории. Станции проводят замеры восьми основных загрязняющих компонентов.

Однако, для детальной характеристики уровня загрязнения воздуха, этого недостаточно. В Санкт-Петербурге в атмосферный воздух выбрасывается более четырехсот шестидесяти (460) загрязняющих веществ, и их концентрация различается по районам города. Очевидно, что организовать систематические инструментальные наблюдения за всем спектром загрязнителей невозможно.

В настоящее время Комитет по природопользованию располагает информацией об источниках загрязнения в количестве 36 тысяч. В основном это, промышленные предприятия, автомобильный и водный транспорт. Валовой выброс от всех источников загрязнения в 2014 году превысил 207 тысяч тонн.  

Санкт-Петербург - крупнейший портовый город Балтийского региона. Выбросы от водного транспорта ежегодно превышают 13 тысяч тонн. Город подключился к международному проекту, который позволит провести комплексный анализ негативного воздействия выбросов водного транспорта, как в районах прохождения судов, так и в районе маневрирования и причаливания.

(В 2009 году была принята Стратегия Европейского союза, цель которой – спасение Балтийского моря. Реализация мероприятий Стратегии позволит устранить к 2020 году незаконные выбросы, снизить аварийность на 20% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года. В текущем году планируется расширить сотрудничество между учреждениями по надзору за судоходством с целью усиления эффективности проводимых надзорных мероприятий в море. С 1 января 2015 года в регионе SECA – это Балтийское и Северное моря, Английский канал, - Директивой ЕС ограничено содержание серы в морском топливе до 0,1%).

Проект, в котором Комитет и подведомственное предприятие «Минерал» будут участвовать, позволит оценить эффективность нового европейского законодательства в области снижения выбросов серы.

Петербургская система расчетного мониторинга атмосферного воздуха позволяет с высокой степенью надежности давать характеристику уровню загрязнения в любой точке города.

Качество расчетов во многом обусловлено качеством исходных данных. Поэтому первостепенное значение приобретает система учета источников выбросов, которые используются при моделировании. Для пополнения и обновления данных о выбросах промышленных источников используются материалы разрешений на выброс.

Инвентаризация выбросов автомобильного и водного транспорта проводится на основании наблюдения фактической интенсивности движения, а также на основе анализа структуры транспортных потоков, данных аэро- фотосъёмки.

В целях развития расчетных методов для оценки качества воздуха были разработаны три методических документа. Санкт-Петербург стал первым городом в России, где создана Методика расчета годовых выбросов передвижных источников на автомагистралях на основе исследования структуры автотранспортных потоков. Расчетные формулы позволяют учитывать суточную, недельную и сезонную вариации интенсивности транспортных потоков.

В Санкт-Петербурге ежегодно определяются пространственные границы участков городских территорий, где наблюдаются отклонения от стандартов качества атмосферного воздуха. Эти данные впоследствии применяются при формировании градостроительных решений.

В 2004-2008 году в нашем городе реализовывалась программа модернизации улично-дорожной сети по ста восьми объектам. Комитет с помощью методов расчетного мониторинга проанализировал возможные экологические изменения при реализации отдельных мероприятий программы и выявил 8 приоритетных объектов. Губернатор принял во внимание представленную аналитическую информацию и распорядился направить финансирование, в первую очередь, на эти объекты.

В качестве примера можно привести Приморский район. После расширения Приморского проспекта и строительства развязки в районе станции метро Черная речка превышение максимально-разовых концентраций по диоксиду и оксиду азота, оксиду углерода снизилось  в два раза. В два раза меньше стала и площадь территории, на которой фиксировалось превышение ПДК диоксида азота, оксида углерода.

Расчетные данные 2014 года позволили Комитету определить, что на 22% городской территории на сегодняшний день наблюдается несоответствие стандартам качества воздуха.

С помощью методов математического моделирования проведен анализ  некоторых сценариев изменения качества атмосферного воздуха в историческом центре Петербурга к 2024 году с учетом структуры автопарка города по состоянию на 2013 год.

Проведен расчет возможных изменений качества воздуха в центральной части города при поэтапном запрете въезда в центр автотранспортных средств, не отвечающих требованиям «Евро 3». Получен сценарий уменьшения уровня загрязнений.

Если сегодня 65% территории исторического центра Санкт-Петербурга имеет превышение предельно допустимой концентрации по диоксиду азота, то к 2024 году при введении ограничений, аналогичный показатель не превысит 3%.

Для петербуржцев качество атмосферного воздуха является одним из приоритетных показателей. Более 10% всех обращений граждан касаются проблем загрязнения атмосферного воздуха.

Комитетом разработан и размещен на Экологическом портале Санкт-Петербурга Инфоэко.ру информационный сервис, который обеспечивает доступ населения к результатам мониторинга качества атмосферного воздуха.

Кроме того, на сайте и портале Комитета ежедневно публикуется информация о содержании взвешенных частиц в атмосферном воздухе.  

Новости партнеров: