Заборная литература и площадная живопись: в Петербурге открылся «Музей уличного искусства» (фоторепортаж)

22.05.2014 13:57 1138
В последние годы не утихают споры о том, можно ли стрит-арт называть искусством

В последние годы не утихают споры о том, можно ли стрит-арт называть искусством или это все же обычное хулиганство, уродующее лица городов. Петербург открыл для себя уличное искусство, или стрит-арт, в начале ХХ века, когда футуристы издали декрет «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)» и объявили улицы праздником искусства для всех. В мировом масштабе, если говорить об истории этого вида искусства, точкой отсчета можно считать годы Второй мировой войны, когда на заводах рабочие расписывали ящики с бомбами, а солдаты копировали эти надписи и рисунки на стенах зданий, устоявших после бомбардировок.

Один из основных признаков этого искусства – и неважно, идет ли речь о граффити (самом известном виде), трафаретах, инсталляциях или о чем-то еще, – его временность. По сути, этот принцип объединяет все «наскальные изображения современности», за редким исключением. Обычно работники ЖКХ успевают закрасить стену раньше, чем работу художника, практикующего стрит-арт, могут увидеть и осмыслить жители города.

На шоссе Революции, 84, в Красногвардейском районе Петербурга на территории Завода слоистых пластиков открылся «Музей уличного искусства». Это место само по себе является памятником несбывшихся надежд: 90-е годы сильно ударили по производству в стране, и завод так и не начал работать в полную силу. На территории много пустующих, саморазрушающихся зданий цехов, над которыми возвышается труба – ни разу, впрочем, не работавшая. Скоро она станет полотном для художников и переквалифицируется в арт-маяк.

Часть территории завода перестоят, на месте бывших цехов и складов будут открыты креативный кластер и хостел. Все это предложили сделать победители архитектурного конкурса финское бюро JKMM Architects. Здания не будут разрушать, организаторы считают, что постройки советских времен интересны своей фактурностью и заслуживают сохранения. По плану строительство закончится в 2016 году. Но уже сейчас музей организует фестивали и курирует образовательную программу по уличному искусству совместно с Русским музеем и историческим факультетом СПбГУ. 26 апреля будет проведена первая экскурсия, на которую уже записались более 100 человек.

В музее действует основная экспозиция, работы для нее отбирает художественный совет, а материалы для работы предоставляют спонсоры.

В рамках основной экспозиции «Музея уличного искусства» уже сейчас можно увидеть следующие работы:

- «Стены не спят» Паши 183. У этой работы интересная история создания: изначально планировался другой рисунок, но после посещения цеха Паша 183 принес сюда черно-белую фотографию какого-то реального цеха и перенес ее на стены. Свою работу он закончил за несколько недель до смерти.

- «Бог за работой» (художник Kreemos) – еще одна работа, отражающая окружающую реальность;

- «Всё, что я знаю» – самая внушительная работа в музее: на стене цеха Тимофей Ради написал свой манифест современного искусства;

- необычная работа Кирилла Кто, который является участником известной московской экс-группировки «Зачем?»: художник взял и перенес на стену цитаты своих разговоров с заводчанами;

- «Целое», автор – Nomerz. Рядом с этим изображением вспоминаются игры на внимательность: мы насчитали семь лиц, но, наверное, можно и больше?

- «Маленькие арт-интервенции» авторства Escif. Небольшие работы испанского художника рассеяны по территории завода. Интересно, что художник, с одной стороны, известен своим высмеиванием общества потребления, а с другой – очень коммерчески успешен;

- работа, занимающая целый этаж ,– «Водоворот» автора Арсения Сергеева. По словам самого художника, работа будет закончена, когда здание разрушится (кстати, оно и сейчас находится не в лучшем состоянии).

В пространстве «Цех Х1» на сегодняшний момент уже больше 20 работ. Они не входят в основную экспозицию, и их количество постоянно увеличивается: возможно, именно в эти минуты художник заканчивает очередной шедевр. Рисовать в цехе может каждый желающий, правда, обходиться придется своими материалами. «Цех Х1» популярен среди начинающих художников как пространство для тренировки, ведь здесь можно творить в любое время, на любую тематику, без риска, что за спиной появится полиция и заберет в отделение за вандализм, например. Впрочем, как и в реальной жизни, расписывая стены в этом здании, художники понимают, что со временем их картина может быть закрашена.

«Люди на заводе относятся по-разному к тому, что работать приходится в окружении объектов современного искусства. Рабочие радуются, что серые стены чем-то отличаются, приятно на работу приходить. Руководство иногда жалуется, что мы постоянно просим что-то передвинуть, переставить паллеты и так далее», – говорит PR-менеджер музея Люда Дзержинская. То, что стрит-арт как факт лишен чувства вечности,

Фото: Евгения Маслова / НЕВСКИЕ НОВОСТИ, Музей уличного искусства

Новости партнеров: