Борис Эйфман вдохнёт новую жизнь в деревянный особняк Добберт, разместив в нем музей балета

27.08.2015 02:47 1310
Санкт-П
Санкт-Петербург, 27 августа.

В расположенном на Большой Пушкарской улице деревянном особняке Добберт появится музей балета. В отреставрированном памятнике деревянного зодчества будет располагаться посвященная трехсотлетней истории петербургского балета музейная экспозиция. Народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета и президент Академии танца Борис Эйфман с видимым удовольствием показал реконструированный и обновленный особняк губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и спикеру Заксобрания Вячеславу Макарову, передает корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ. Отреставрированное здание, расположенное на Большой Пушкарской, 14 в Петроградском районе, включено в состав учебного комплекса Академии танца Бориса Эйфмана – инновационной балетной школы, целью которой является воспитание универсальных танцовщиков XXI века. В особняке Добберт отныне будет находиться выставка, которая расскажет о превращении Санкт-Петербурга в мировой центр хореографического искусства. Экспозиция охватит основные вехи этого процесса – от учреждения Петром I ассамблей, обязательной частью которых было исполнение западноевропейских бальных танцев, и от деятельности в нашем городе во второй четверти XVIII века французского балетмейстера Жана Батиста Ланде, основоположника балетного образования в России, – и до появления в 2013 году Академии танца Бориса Эйфмана и современного развития новых пластических форм. Пока здесь еще немного пахнет краской, совсем нет мебели, но тем лучше видно, как потрудились мастера. Свежая деревянная отделка, резные лестницы, великолепные люстры. И при этом, как подчеркивает корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, в залах – относительно, кстати, небольших – очень уютно. Отличное место для размещения музея, куда будут приезжать любители балета и из России, и из-за рубежа. «Мы поняли, что мы должны сделать для города музей петербургского балета. Мы очень счастливы, что, имея поддержку, можем делать добрые дела для города и для страны, – сказал Борис Эйфман, с лица которого в течение всего вечера не сходила улыбка. – Возрождение особняка Добберт – подлинно историческое событие, пример удачного сочетания предельно бережного отношения к памятнику архитектуры и стремления вписать его в сегодняшний культурный ландшафт. Здесь будет работать музей, который приобщит посетителей к вековым традициям петербургского балета». Георгий Полтавченко, в свою очередь, дал гарантию, что в особняк, когда там будет сформирована экспозиция, будут пускать всех – и горожан, и туристов. «У жителей города и туристов будет возможность посещать этот дом регулярно. Здесь планируется сделать музей «Три века петербургского балета». Он будет использоваться, в первую очередь, академией (Академией танца Бориса Эйфмана – прим. ред.) для учебного процесса, но будет открыт для всех почитателей петербургского, российского балета. Я считаю очень правильным, что дом будет не просто стоять как памятник. Он будет жить», – сказал Георгий Полтавченко. На реконструкцию особняка Добберт было потрачено 65 млн рублей. Проект реконструкции был подготовлен архитектурным бюро «Студия 44». Его руководитель Никита Явейн ранее рассказывал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о том, как он создавал для Эйфмана его Академию танца. Напомним, она расположена на Большой Пушкарской, 14, литера Б. Теперь же архитектор отвечал на вопросы о стоящем по соседству деревянном особняке. Явейн сообщил, что удалось сохранить 70-80% подлинности объекта. Сохранена вся деревянная конструкция, заменена лишь незначительная часть бруса. Укреплен фундамент, усилены балки перекрытий. На фасад вернулись утраченные элементы декора, а новая кровля полностью воссоздает прежний рисунок. Все интерьеры восстанавливались по архивным иконографическим материалам. Историческая справка: Здание особняка Ю.К. Добберт – редкий образец деревянной застройки второй половины XIX века в центральной части Петербурга, несущий черты поздней эклектики с элементами романтизма и готики. Во второй четверти XIX века на месте нынешней постройки находился участок действительного тайного советника К.К. Греффа с особняком в классическом стиле – одноэтажным на высоком подвале деревянным домом с мезонином, фасад которого был украшен угловыми пилястрами и прямыми сандриками над окнами. Усадьба занимала почти весь квартал. Дом выходил торцом на Большую Пушкарскую улицу. В 1854 году архитектор Р.Б. Бернгард пристроил со стороны сада деревянное крыльцо. К тому времени владение перешло надворному советнику И.Б. Штейнману, который вскоре оформил владение на свою жену – М.Ф. Штейнман. В 1870-х гг. она продала часть земли, оставив за собой участок с домом и садом на углу Большой Пушкарской и Гулярной (Лизы Чайкиной) улиц. В конце XIX – начале XX вв. домом и участком владела жена доктора медицины Ю.К. Добберт. Для нее рижский архитектор А.Я. Рейнберг перестроил здание в романтическом стиле с использованием элементов неоготики: выстроил граненый эркер и башню с шатровым завершением. Была увеличена высота крыши, мезонин и крыльцо – разобраны. Перед революцией участок принадлежал торговому дому «Отто Кирхнер». Частный дом в 1910-х гг. вошел в состав бумажной фабрики Отто Кирхнера (после национализации – НПО «Светоч»). В советское время в особняке размещался детский сад фабрики «Светоч», затем, в постсоветский период – администрация ОАО «Светоч». В ходе начавшихся в 2014 году реставрационных работ была сохранена вся деревянная конструкция здания. Замене подлежала лишь незначительная часть бруса, оказавшаяся сильно прогнившей. Был проведен комплекс работ по усилению фундаментов, замене, ремонту и усилению балок перекрытия. Реставрация отделки фасадов осуществлялась с предварительной полной расчисткой от наслоений краски и с восполнением утраченных элементов декора. Были произведены реставрация деревянной обшивки стен и карнизов, резного декора и кованого металлодекора, а также полная замена оконных и наружных дверных заполнений по образцу сохранившихся аналогов. Полностью поменяли кровельное покрытие, воссоздав при этом исторический рисунок кровли. Также в ходе реставрации был проведен бережный ремонт печных труб, которые дожили до нашего времени. Утраченные интерьеры здания были восстановлены по архивным иконографическим материалам с максимальной достоверностью. Комплексной реставрации подлежали входная зона, а также помещения первого этажа и веранда. В ходе работ был сделан ряд интересных находок. В частности, в одной из стен обнаружен подъемный механизм, использовавшийся для подъема пищи из кухни в столовую. Кроме того, под многочисленными слоями полов были найдены предтопочные плитки. Самой значительной находкой стали фрагменты обоев, выполненных в технике «линкруста» и относящихся приблизительно к 1896 году. Ввиду невозможности полного воссоздания таких покрытий и в целях их максимальной имитации была разработана специальная технология многослойной трафаретной печати на холсте с последующей ручной росписью. Реставрация здания осуществлялась на основе исторических (иконографических) исследований и натурных обследований; проектные решения утверждались петербургским КГИОП. Все элементы фасадов и интерьеров воссоздавались с максимальным сохранением исторической аутентичности. Читайте по теме: АРХИТЕКТУРА/Интервью с архитектором Никитой Игоревичем ЯВЕЙНОМ Фото: Юлия Медведева / НЕВСКИЕ НОВОСТИ Текст: Юлия Медведева

Новости партнеров: