Выдохнули: город радуется сохранению статуса-кво Исаакиевского собора

03.09.2015 04:35 170
Санкт-Петербург, 3 сентября.
Санкт-Петербург, 3 сентября.

Активные защитники города объявили победу, узнав о том, что правительство Петербурга отклонило просьбу РПЦ о передаче государственного музея-памятника в ее ведение. Директор музея Николай Буров заявил, что победу не празднует, ибо войну никому не объявлял, но между тем поздравил своих сотрудников с праздником «второго сентября». Исаакиевский собор сейчас иначе как «отвоеванным» называть не хочется. Вечером знаменательного дня корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщался с горожанами у ступеней прекрасного здания. Троллейбус делает остановку у Исаакиевской площади, и по новой петербургской традиции голос диктора объявляет: «Ближайшие достопримечательности: Исаакиевский собор». Архитектурный шедевр Монферрана, величественный и невозмутимый в своем каменном великолепии, подставляет свои гранитные колонны свету софитов, и даже в спускающихся сумерках заставляет любоваться собой не меньше, чем ярким солнечным днем, когда сверкают под редким северным солнцем золоченые купола. Для многих поколений петербуржцев он всегда был больше, чем храмом: он был воплощением высокого искусства, на котором мы растем, воспитываем детей, которым мы гордимся и которое стараемся сберечь. Неудивительно, что претензию Русской Православной Церкви на образец классического петербургского зодчества горожане восприняли как личное оскорбление городу Петра и самим себе. «Нет, это была уже совсем наглость со стороны церкви, – возмущается Мария, жительница Центрального района. – Я сама хожу в церковь, уважаю веру, но одно дело – сохранять церкви, чтобы было, где свечку поставить и помолиться, другое – когда они так откровенно хапают. Исаакий – не церквушка какая-то, это культурное достояние, он не только православным верующим принадлежит, он всему городу принадлежит, всем его людям». Великан Исаакий притягивает взгляды даже идущих мимо прохожих. Придерживаю за рукав парочку молодых ребят, которые остановились, чтобы сделать селфи на фоне собора (кстати, хештеги #исаакиевский и ему подобные в популярной социальной сети лучше статистики доказывают популярность петербургской достопримечательности в молодежной среде). - Ребят, знаете последние новости про Исаакиевский собор? - Да, его вроде хотели РПЦ отдать, но не отдадут. - И как думаете, правильное решение? - Ну, главное, чтоб не магазин там был или торговый центр… С 20 августа на колоннаду собора можно попасть до 22 часов, кассы еще открыты, и я не могу удержаться от того, чтобы не поздравить билетера со своеобразным праздником. «Спасибо, это были очень напряженные тревожные дни, – благодарно признается кассир Наталья, – очень некрасиво это всё было, все эти обсуждения, да и сам поставленный вопрос. Как вообще можно было обсуждать даже саму возможность передачи Исаакия? Здесь же музей, здесь история города и страны… Кто о ней рассказывать будет? Но, как я понимаю, РПЦ еще обжалует это решение, так что мы пока ждем….». Пока мы беседуем, неторопливо и душевно, как-то по-петербургски интеллигентно и открыто, за мной даже образуется небольшая очередь из тех, кто еще надеется в последний час увидеть ночной Петербург с высоты почти 50 метров. Возле касс прогуливается мужчина по имени Григорий с бутылкой «Колы» в руках, смотрит, задрав голову на подсвеченные фигуры апостолов, и вздыхает – хочется подняться, но не с кем. «Девушка, а вы были на колоннаде Исаакиевского собора? Давайте сходим?». Григорий приехал из Петрозаводска, в последний раз был внутри здания пару дет назад, а вот на колоннаде – ни разу. Слухи о наших скандалах до него не долетали, потому он удивлен и не очень понимает, из-за чего вышел спор. «Я вот друга-египтянина сюда привозил, водил его в Храм Спаса-на-крови, – вещает Григорий с колоннады с видом на тот самый храм. – И он совершенно не понял, почему у нас платный вход в храм, очень возмутился, а я ему объяснить не смог. Сказал, страна у нас такая – все норовят всё себе в карман сунуть». Объяснить, похоже, надо всем, почему Петербург не готов ради бесплатного входа сделать из музея-собора собор-музей, почему так не хочет менять местами эти два слагаемых, от перестановки которых всё может безнадежно поменяться. Поставить, что ли, у каждого из соборов, которые входят в музей-памятник Музей четырех соборов, информационную доску с доступной информацией: вот столько стоит ваш входной билет, столько получают сотрудники, столько стоит поддержание в порядке коммуникаций, столько – реставрационные работы, столько – ежегодный плановый ремонт и так далее. Чтобы отпали уже, наконец, эти вопросы по поводу свободного посещения храмов. Исаакиевский собор очень давно стал не только местом встречи верующего со своим Богом, а еще и местом встречи любого человека с абсолютной, неопровержимой, не требующей доказательств Красотой. И если Бога нужно беречь, в первую очередь, в своем сердце, то красота, особенно в капризном петербургском климате, требует постоянной заботы, ухода и внимания. Пока что обеспечить это Исаакию может только музей под руководством Николая Бурова. С ним мы точно уверены, что апостолы и дальше будут подсвечены по ночам, что ступени Исаакиевского собора способны выдержать огромные многотысячные хоры, что гордость Монферрана будет только приобретать лоск с годами, но и не терять его, и что даже в половину десятого вечера группа японцев сможет забраться на колоннаду и вместе с гостем из Петрозаводска ахнуть: «Вот это город!».   Читайте по теме: Резник об обжаловании РПЦ решения по Исаакию: Я надеюсь, что у церкви хватит ума не насиловать Петербург Буров уверен, что спасение Исаакиевского собора от РПЦ — это победа петербуржцев Молитвы петербуржцев были услышаны – Смольный отказал РПЦ в передаче Исаакиевского собора   Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Новости партнеров: