В Петербурге поддержали инициативу правительства об ужесточении борьбы против рекламных мошенников

13:52 25.09.2015 187
Санкт-Петербург, 25 сентября. Петербургские психологи и адвокаты в беседе с
Санкт-Петербург, 25 сентября.

Петербургские психологи и адвокаты в беседе с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ поддержали идею правительства о ужесточении нормативных актов в борьбе против рекламных афер и прочего мошенничества. Заседание комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялось в эту пятницу. В частности, депутаты обсуждали несуществующие розыгрыши, когда потребителю обещают гарантированный денежный приз в обмен на дорогую покупку. Доверчивый человек приобретает товар втридорога и остается ни с чем. «Доказать причину, что гражданин вписался в авантюру именно под воздействием рекламной продукции – в этом главная суть проблемы. На сегодняшний день нормы уголовной ответственности за мошенничество не применяются к производителям такой рекламы. В конечном счете, именно потребитель принимает решение о своем участии в таких розыгрышах, и если реклама не отличается психотропным воздействием, то в этом случае нужно в гражданско-правовом порядке доказывать свою правоту», – считает адвокат Александр Афанасьев. А вот юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов видит корень проблемы в другом. «Во-первых, в рамках ГК лотереи и пари не подлежат государственной защите. Во-вторых, при огромном количестве подобных обещаний нигде не сказано, что конкретно какой-то человек выиграет. Пишут обычно так: вы являетесь победителем, а дальше идет сноска. И в ней пояснение, что победителем величается любой участник. Но у нас в стране как – никто эти сноски не читает», – говорит специалист. Он признает, что в рекламной кампании могут применяться разные психологические уловки, но так ведь психология – это область медицины, а не юриспруденции. «Во всем мире применяются поощрительные лотереи. Например, в США. Там люди приучены гораздо более внимательно знакомиться с условиями договора (а это, по сути, и есть договор) или акционного предложения. Американцы помнят, что полной халявы не бывает. В России раньше было много мошеннических схем, но сейчас они, по крайней мере, юридически, не существуют, и законодательно они запрещены. Получается, вопрос не в том, чтобы принять норму закона, а чтобы она исполнялась», – добавил Ульянов. В середине 2000-х из УК убрали статью 182 «Заведомо ложная реклама», которая предполагала реализацию механизма борьбы против мошенничества. Чиновники обещают рассмотреть различные меры, включая как восстановление этой статьи, так и поправки в ФЗ «О рекламе», запрещающие стилизации под лотерейные розыгрыши. Главный врач Центра эмоциональной коррекции Дмитрий Ковпак рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что к обману больше всего склонны люди с иррациональным и магическим мышлением. «В этих случаях человек сосредотачивает фокус внимания на себе и недоучитывает внешние факторы, которые свидетельствуют об одном: просто так в мире ничего не происходит, и всегда нужно искать причинно-следственные связи. За счет субъективного фактора иррационального мышления рождаются такие идеи – мол, мне должно повезти, мне должны помочь. Это мышление отсекает критический анализ ситуации», – комментирует эксперт. Магическое мышление вообще направляет мысли человека далеко от реальности. «Почему-то обладатели такого типа мышления считают, что если сильно чего-то хотеть, то силой мысли этого реально добиться. Ожидание чуда эксплуатируется аферистами всех мастей, а разные приемы действуют на разные типы личности. Реклама тут проходит широким веером и цепляет определенный процент граждан», – заявляет Ковпак. По его словам, есть и ряд психических состояний, который снижает критику и усиливает роль иррационального мышления: стресс, перевозбуждение, рассеянность внимания. «Не секрет, что особо уязвимые категории граждан – подростки и пенсионеры. Здесь примерно те же цифры, что и в случае зависимости от сектантства. Около 10% петербуржцев обладают формами избыточного доверия и находятся в неустойчивом состоянии психики. Это основная целевая аудитория мошенников. Остальные могут попасть в список жертв уже по мере спецификации и усложнения технологии. При большом желании можно довести эти цифры до очень высоких, где-то до 25%. Самой внушаемой частью населения являются сомнамбулы, которые легко впадают даже в транс и гипнотические состояния. Но это уже на уровне физиологии и прицельного взаимодействия», – резюмирует в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ главврач. Читайте по теме: В Петербурге оштрафован оператор лотереи «Победа» за организацию азартных игр

Новости партнеров: