«Ешь ананасы, рябчиков жуй»: в Петербурге прошел «Маяковский-fest» (фото)

14:24 21.07.2014 1225
Северная столица отметила День рождения Маяковского. По этому поводу библиотека,

Северная столица отметила День рождения Маяковского. По этому поводу библиотека, которая носит имя великого советского поэта, организовала в своем Книжном дворике на Фонтанке, 46, уличный фестиваль «Маяковский-fest». В течение нескольких часов со сцены читались стихи, игрались пьесы и исполнялись музыкальные произведения, на создание которых композиторов вдохновляло творчество поэта. На фестивале побывал корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Первое мероприятие такого рода библиотека имени В.В. Маяковского провела в прошлом году. Позитивный отклик был столь велик, что фестиваль Маяковского решили сделать традицией, повторяемой каждый год.

В день празднества в библиотеке были открыты концертная, лекционная и игровая площадки, а также различные художественные мастерские. Гости не скучали, потому что приготовленное для них действо было, подобно личности поэта, поистине многогранным. Посетители фестиваля прямо под открытым небом, используя только плакатные перья и тушь, создавали книгу с одним из стихотворений Маяковского под руководством Юлии Безштанко из RepinSchool. Фейхтмейстер (учитель фехтования – прим.ред.) Сергей Мишенев, который также является автором книг по истории фехтования, провел интерактивную лекцию про клинковое оружие. Мотив включения организаторами этой программы в лекцию надо понимать исключительно как метафору: Маяковский не раз апеллировал к своим стихам как к «железкам строк», «старому, но грозному оружию».

Весьма экстравагантным зрелищем для пришедших зрителей оказался спектакль «ФутуризмЗрим», родившийся из нетеатральных текстов футуристов и Маяковского, а также работ по сценической речи. Театральную линию фестиваля поддержала и постановка арт-группы «Вторая линия» Александра Мицкевича и Данила Мухина «У.Уитмен, В. Маяковский и другие…» о влиянии революционного сборника Уитмена «Листья травы» на творчество еще молодого советского поэта. Интересно, что, помимо вполне стандартного театрального реквизита, в постановках были задействованы кокосы и ананасы. Наверное, каждый из нас помнит с детства одну из фраз авторства Маяковского: «Ешь ананасы! Рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!»

При подготовке мероприятия особое значение организаторы уделили музыкальному сопровождению, и это понятно: стихи Маяковского очень ритмичны, музыкальны и обладают поистине инструментальной энергетикой. Как тут не вспомнить прекрасное: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?». В рамках фестиваля выступала Ars-Nova Jazz, представившая вниманию зрителей эклектичную джазовую программу. Дуэт «Вдохновение» (Владимир Бессонов – скрипка, Юлиана Вознесенская – клавишные) исполнил несколько произведений Шостаковича и Прокофьева, написанных под влиянием творчества Маяковского. Известно, что поэт неоднократно встречался с Сергеем Прокофьевым. Был интересный случай, когда молодой композитор играл в знаменитом (и, кстати, существующим в Петербурге до сих пор) кафе «Бродячая собака». Среди зрителей присутствовал Маяковский, который весь вечер увлеченно рисовал что-то на листке бумаги. В конце выступления Прокофьев получил от Маяковского в подарок шарж на себя с подписью: «Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича». Несколько своих произведений Прокофьев написал под влиянием экспрессионистской эстетики, свойственной поэтам-футуристам – Маяковскому, Бурлюку, Каменскому. В 1914 году Прокофьев сочинил «Марш», впоследствии вошедший в цикл «Десять пьес»: характер этого произведения напоминает манеру письма Маяковского тех лет.

Что же касается взаимоотношений поэта с Дмитрием Шостаковичем, то в них тоже не обошлось без маршей. Они встретились в 1929 году в театре Мейерхольда во время работы над постановкой «Клоп»: Шостакович написал музыку на стихи Маяковского. Композитор вспоминал, что их первая встреча произвела на него довольного странное впечатление: «Маяковский спросил меня: «Вы любите пожарные оркестры?». Я сказал, что иногда люблю, иногда нет. А Маяковский ответил, что он больше любит музыку пожарных и что следует написать к «Клопу» такую музыку, которую играет оркестр пожарников». Впоследствии выяснилось, что поэт, как обычно, изъяснялся метафорами: Маяковский слушал разную музыку, в том числе Шопена, Листа, Скрябина, но в данном случае он всего лишь имел в виду, как потом выяснил композитор, что «музыка пожар-ного оркестра будет наибольшим образом соответствовать содержанию первой части комедии...».

Текст: Дарья Климешова

Фото: Степан Яцко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Читайте по теме:

«Маяковский-fest» в Петербурге выведет всех за грани школьной программы 19 июля

Уличный праздник «Маяковский-fest» пройдет в Петербурге 19 июля

Новости партнеров: