Андрей Лукошков: Истинное место Гангутского сражения искали по гравюре Петра I

23.07.2014 22:05 165
В это воскресенье, 27 июля, около финского полуострова Ханко будет отмечаться

В это воскресенье, 27 июля, около финского полуострова Ханко будет отмечаться 300-летие Гангутского сражения, где флот Петра I впервые одержал свою славную морскую победу. Накануне памятной для нашего флота даты корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщался с научным руководителем автономной некоммерческой организации «Национальный центр подводных исследований» Андреем Лукошковым. В недавней экспедиции к финскому полуострову Ханко российско-финская команда специалистов установила истинное место знаменитой морской баталии, которое до сих пор не было указано точно. Материалы исследований впервые будут представлены на Международном историческом форуме II международном конгрессе Евразийской морской истории 24 июля.

- Андрей Васильевич, почему возникла необходимость в таком тщательном исследовании места Гангутского сражения?

- Как ни странно, прошло 300 лет со времени Гангутского сражения, и до сих пор место, где оно реально происходило, неизвестно. Это может показаться странным, но вообще все описание сражения в вахтенном походном журнале Федора Апраксина занимает всего один абзац. Там сказано, что после того как шведы отказались сдаться, был поднят синий флаг и началось сражение, которое длилось от двух часов до пятого часа. При этом шведы жестоко оборонялись и ни один корабль без абордирования с нашей стороны не был взят. И все. А где происходило сражение, сколько кораблей участвовало с русской стороны и так далее? Еще в фантастических книгах, изданных после Отечественной войны, было описано, что, мол, утонула одна шведская галера во время сражения, но на самом деле это неправда, потому что ни одной галеры там не утонуло. Поэтому решено было провести некоторые исследовательские работы, чтобы поискать, где сражение могло быть.


- Кому принадлежала идея провести исследования?

- Инициатива исходила от финнов, которые считали, что сражение происходило между островами, где проходил фарватер. Эскадра шведов была послана по фарватеру к месту переволки, чтобы блокировать петровские войска. Когда русские отряды прорвались мимо шведского флота 26 июля утром, шведы об этом узнали и есть документ, это письмо Апраксина Матвею Змаевичу о том, что шведы пошли в вашу сторону, не пропустите их и чините воинский промысел с присягой, как полагается добрым морякам русским. И вечером Змаевич доложил, что шведы блокированы и уйти не смогут. Утром 27-го числа прорвались основные силы русского флота и через пару часов началось основное сражение.

Спор шел о том, было ли сражение на большом фарватере у горы Рилакс, о чем вспоминает Петр I, или на малом фарватере. И начали мы работы с того, что обследовали полигон, который предполагали финны. И там есть несколько признаков, по которым можно было определить, то ли это место. Во-первых, ширина пролива. Шведские суда, были выстроены в линию, которая была примерно 290 метров поперек. Русские суда растянулись примерно на 370 метров, в линию для атаки было поставлено 17 скампавей. Это был один из поисковых признаков, согласно гравюре со схемой, которую нарисовал Петр I или кто-то из его приближенных на следующий день после сражения. Считается, что это гравюра была сделана 27 или 28 июля 1714 года. Это наиболее достоверная информация, которая только есть и по которой мы вели исследования. Другой поисковый признак был такой: профессор Кротов обнаружил в архивных документах, что русские послали четыре галеры в обход некоего острова, чтобы попасть в к шведам в тыл. Кроме того, считалось по финским данным и по шведским, что шведы затопили один корабль, чтобы помешать такому обходу. И правда, в варианте финнов все совпадает – ширина, место для обхода есть, и затоплен корабль, который не перекрывает корабль, но по крайней мере, там лежит. Мы его обследовали – это не петровская галера, это финское судно, хотя довольно древнее. Но самое главное, когда мы обследовали этот регион, там были магнитные аномалии на дне. Мы нашли деревянную лодку в том месте, где финны предполагали, что была шведская линия. Но когда провели более тщательное исследование, обнаружили, что магнитные аномалии связаны с боями 1941 года. Здесь были мощные бои: полуостров Ханко находился в аренде Советского союза и всю лето и осень 1941 года советские части здесь наступали. Мы нашли довольно много снарядов, но это все были осколки военных снарядов Великой Отечественной войны. А лодка, которая лежала в том месте, где предполагалась линия шведов, оказалась финской лодкой, на которой было 20 тысяч патронов. Мы сообщили финским вооруженным силам, они подняли оттуда два куба упаковок с патронами времен войны. Поэтому этот вариант отпал.

- И вам пришлось искать похожее по всем признакам место?

- Мы начали исследовать все полигоны, которые похожи на петровскую гравюру по очертаниям, по гидрографии. Их было 20. На пяти полигонах были магнитные аномалии, но они оказались также связаны с боями во время Второй мировой войны. А в другом месте между островами Черинг и Гавельсхольм оказалось, что структура магнитных аномалий нарисовала такие линии, которые полностью совпадала с рисунком Петра I и по размерам, и по своему расположению, и даже по своей интенсивности. Причем русские выдвигались вперед, поэтому было две линии: начало боя и конец боя. И здесь есть место для обхода – галеры могли пойти в тыл шведам мимо острова Стурон. А в проливе действительно есть затопленная лодка, которая вполне могла быть затоплена шведами. У нас не было разрешения на подводные археологические раскопки, поэтому пока мы можем говорить о том, что мы нашли аномалии, которые целиком совпадают, но я убежден, что это так оно и есть.

- Какими методами вы ведете исследования?

Мы действуем несколькими методами. Первое, гидроакустика, когда мы зондировали морское дно с помощью акустических волн. И второе – это магнитометрическая съемка, когда мы изучали изменение магнитного поля. У нас совпали аномалии и гидроакустические, и магнитометрические.

Главная проблема Гангутского сражения была в том, что никаких кораблей там не утонуло. Мы надеялись, что там могут быть какие-то якоря или лодки утонули, но такого мы не нашли, по крайней мере, в явном виде. Какие-то деревяшечки в грунте есть, но непонятно, что это такое. Повторяю, у нас не было разрешения на раскопки. А вот гидроакустические и магнитометрические аномалии в грунте мы подсекли. Они и между собой совпадают и совпадают с петровской гравюрой.

- Как вам работалось с финскими коллегами?

Поскольку мы работали в финских водах, а русские не могут там работать без специальных разрешений, то с нами были финны, и они все нужные бумаги получали на себя, а мы как бы у них были младшими помощниками. Но и финны великолепные специалисты и сами энтузиасты, они «пахали» дай Бог каждому и их финское упорство, для которого даже слово специальное есть – sisu, было проявлено вполне. Они очень грамотно и очень серьезно работали.

Это был первый случай в истории Финляндии, в сфере подводной археологии, когда велись такие комплексные поиски несколькими методами с обследованиями нескольких полигонов. У нас такая технология уже отработана, а финны с нашей помощью применили ее впервые. В работе пользовались арендованной техникой – это было дешевле и проще, чем везти свою через границу. Хотя у нас есть своя и она, возможно, даже лучше.

- Андрей Васильевич, над какими проектами работает ваша команда после завершения «гангутского расслелования»?

- Сейчас ведутся раскопки корабля эпохи Петра I, там гигантская коллекция потрясающих вещей найдена. Потихонечку их поднимаем, и Эрмитаж их взял на консервацию как уникальные вещи. Но мы их готовим для другого музея. Сейчас идет гигантский проект, который пока скромно называется «историческая верфь «Полтава». Под эгидой «Газпрома» создается мемориал петровских кораблей. Там будет как и реплика «Полтавы», так и поднятые и законсервированные остатки кораблей эпохи Петра. Тут очень интересный момент есть. Дело в том, что в 1724 году Петр подписал указ – неизвестно, знал ли он, что умирает или предчувствовал, но был указ о создании в Петербурге мемориала созданию русского флота, где было предписано «хранить вечно корабли первого здесь строения и завоеванные в память бывших побед». И первыми кораблями, которые попали в этот мемориал, были пленные корабли, взятые в Гангутском сражении: блокгаус «Элефант», пять галер и три шхербота, которые были захвачены в этом сражении. Это был памятник Петру лично. Создание русского флота было его заслугой. Не тот памятник царь-плотник, который у нас стоит, а настоящий памятник императору, который закончил жизнь полным адмиралом, между прочим, а вице-адмирала получил как раз за Гангут. Мемориал существовал до 1743 года, а потом корабли все сгнили и развалились, даже чертежи было снять невозможно.

И сейчас получается, что «Газпром» при нашем участии в археологической части исполняет, наконец, указ государя-императора. Сейчас делается реплика корабля Петра I «Полтава». К нему будут добавлены подлинные, законсервированные остатки тех кораблей петровского времени, которые нам удастся найти. Кое-что мы уже нашли, это консервируется, кое-что мы сейчас поднимаем, кое-что ищем. Там будет, я думаю, один из богатейших музеев морской истории, а петровского времени – так точно самый лучший. Думаю, это будет украшение и одна из выдающихся культурных структур Петербурга.



Текст: Евгения Авраменко

Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Читайте по теме: 
300-летие Гангутского сражения в Петербурге отметят торжественными, научными и религиозными мероприятиями

Эксперт: Гангутское сражение произошло не совсем там, где принято считать

Фрегат «Штандарт» сыграет роль шведского корабля во время реконструкции Гангутской битвы

Новости партнеров: