Кинофестиваль OPEN CINEMA устроит праздник вопреки всему

19:21 24.07.2014 288
Как взрослый помнит подростка маленьким ребенком, так Санкт-Петербург помнит

Как взрослый помнит подростка маленьким ребенком, так Санкт-Петербург помнит фестиваль OPEN CINEMA экспериментальным показом короткометражного авторского кино на пляже Петропавловской крепости десять лет назад. В августе международный форум короткометражного кино и анимации, в который за эти годы вырос OPEN CINEMA, припишет к своему респектабельному имени юбилейную приставку «Десятый». В честь своего дня рождения он подарит городу арт-программу и киномарафон независимого искусства. Нам жаль только, что в этот раз творческий праздник омрачен новыми противоречивыми законодательными нормами, которые поставил ту самую независимость искусства под угрозу. Что еще более обидно – независимость именно отечественного кино. Практически накануне фестиваля НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с директором фестиваля Тамарой Лариной, чтобы понять, какие настроения царят в оргкомитете одного из любимейших Питером кинофестивалей.

Напомним, в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» введена новая статья 5.1. «Прокатное удостоверение на фильм», согласно которой любой вид кинотворчества: видео-арт, дебютное игровое кино, анимационный фильм, документальная короткометражка – все, что подходит под определение «аудиовизуальные произведения» – должен иметь прокатное удостоверение. Ранее это удостоверение требовалось лишь для фильмов, выходящих на широкий экран, теперь оно необходимо даже для участия в фестивальных и некоммерческих показах. По мнению организаторов OPEN CINEMA, эти изменения в закон закрывают дорогу к зрителю молодым российским режиссерам. Мнение это основано на вполне конкретных цифрах: в этом году на конкурс кинофестиваля было подано 270 российских работ, из которых отборочная комиссия выбрала 22 для участия в официальной конкурсной программе. Как рассказала корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ директор фестиваля Тамара Ларина, на сегодняшний день прокатные удостоверения получили 12 картин. Показ остальных считается нелегитимным, за нарушение закона организаторам грозит штраф. «Еще десять режиссеров будут решать этот вопрос, но могу поделиться своим интуитивным ощущением, что вряд ли они успеют с ними, – призналась Тамара Ларина. – Так программа «Резидент.ру» – национальный конкурс короткометражек – оказалась под угрозой. В нее войдут только те картины, которые получили прокатные удостоверения». Чтобы не разочаровывать зрителей, организаторы все равно пригласят на фестиваль тех режиссеров, чьи работы прошли конкурсный отбор, но из-за скоропалительно принятого закона и отсутствия люфта для его грамотного исполнения, не успели получить нужные разрешения на показ. В рамках кинофестиваля OPEN CINEMA 4 августа в 17.50 состоится бесплатный показ недопущенных фильмов в ограниченном виде, а также встреча с режиссерами.

Образовавшуюся в программе кинофестиваля пустоту пришлось заменить тремя зарубежными фильмами, которые сначала не прошли конкурсный отбор. При этом достойное кино молодых российских режиссеров остается вне фестивальной программы, как бременские музыканты, которых не пустили во дворец на праздник. «Это проблема не лично Open Cinema , она гораздо шире», – считает Тамара Ларина. Кинофестиваль OPEN CINEMA стал первым фестивалем, который столкнулся с законодательным тупиком, устроенным чиновниками, но то же самое предстоит вскоре другим кинофестивалям, среди которых «Окно в Европу», «Послание к человеку», «Мультивидение», «Начало», «Дебоширфильм – Чистые грезы». Организаторы OPEN CINEMA предложили свою площадку для открытой дискуссии всем заинтересованным, но пока на призыв откликнулись только представители СМИ. «Эта проблема коснулась всех, но у нас в стране принято спасаться в одиночку», – горько замечает директор фестиваля. Между тем, в своем открытом обращении оргкомитет OPEN CINEMA опубликовал целый список парадоксов и следствий из абсурдных поправок к закону, который мы приводим здесь:

«Парадокс №1

Если данные законодательные нормы внесены для государственного надзора над нравственностью нации, то отчего тогда оставлены привилегии зарубежным фильмам? Их можно показывать на международных фестивалях на территории России без ограничений по особенностям содержания – допустимы и мат, и сцены жестокости и насилия. Законодатели, не задумываясь, сделали российское кино унизительно бесправным по сравнению с иностранным. Такое положение дел критически противоречит постулатам новой культурной политики страны.

Парадокс №2

Короткометражное кино в России практически не имеет доступа к широкому коммерческому прокату, как полнометражные фильмы, которым и прежде требовались министерские удостоверения. Это изначально фестивальное и клубное кино. Необходимость получать прокатные удостоверения еще больше усложняет процедуру выхода фильмов в свет и устанавливает дополнительный барьер между коротким метром и его зрителем. При полном запрете нецензурной лексики в произведениях искусства, удостоверений не получит добрая доля документальных и игровых фильмов. Такие понятия как «кинематографическая достоверность реальности» или «неформатное документальное кино» имеют шанс вовсе исчезнуть с лица кинофестивальной и киноклубной жизни страны.

Парадокс №3

Законодательные решения вынесены скоропалительно, без общественных дискуссий или круглых столов с экспертами в киноиндустрии и, даже без вполне логичных консультаций с непосредственным исполнителем законотворческих реформ - департаментом по кинематографии Министерства культуры РФ. Не оставлено даже минимального люфта времени для постепенного перехода на новую систему кинопроката в стране. Закон касается даже старых лент: они теперь также обязаны получить новые прокатные документы, удостоверяющие, что они следуют всем буквам так называемого «закона о мате». Получается, что ретроспективные показы российских фильмов на фестивалях и в киноклубах будут практически упразднены, а такие учреждения как Музей кино и ГФФ-Иллюзион не смогут показывать львиную долю своего репертуара».

Обсуждение ситуации уже бурно идет в средствах массовой информации, а чиновники пообещали пересмотреть поправки осенью. Пока же OPEN CINEMA готовится к дню рождения, который пройдет «не благодаря, а вопреки». «Несмотря на мрачность происходящего, мы проведем фестиваль, у нас будет яркое радостное открытие на Петропавловской крепости, это будет праздником», – обещают организаторы.

Десятый юбилейный международный форум короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA откроется 1 августа на пляже Петропавловской крепости арт-программой с участием группы «АВИА» и Антона Адасинского. После концерта будет представлена антология короткометражек, абсолютные фавориты за 10 лет существования и развития фестиваля. 2 августа на дне рождения выступят Русский инженерный театр АХЕ с цветным спектаклем «Монохром» и прекрасные музыкальные барышни из IVA NOVA. Ночью зрителям покажут весь «изюм» и «сливки» кинопрограммы 2014 года. Дополнением к искусству станет кухня небезызвестных петербургских ресторанов, игровая площадка, фотосессии и множество других развлечений.

С 3 по 6 августа фестиваль продолжится в киноцентре «РОДИНА» показом конкурсной программы. По регламенту большой конкурс состоит из четырех секций: игровое, анимационное, документальное и экспериментальное короткометражное кино.


Текст: Евгения Авраменко
Фото: opencinemafest.ru

Новости партнеров: