Строители «Полтавы»: «Самое главное, что есть на этой верфи, – это дух Петра I»

25.07.2014 09:27 1014
При Петре I, который, кстати сказать, лично принимал участие в проектировании

При Петре I, который, кстати сказать, лично принимал участие в проектировании «Полтавы», корабль за три года построили силами 300 человек. Тот же срок ставят себе и современные строители, только над проектом работают около 65 энтузиастов при помощи техники. Костяк мастеров составила команда проектировщиков и строителей другой известной реплики – фрегата «Штандарт». Старинные технологии повторяют с максимальной точностью – от следования чертежам (они, к слову сказать, не сохранились и на сбор исторических материалов для подготовки эскиза ушел год) до сборки мачт и шитья парусов.

«Когда видишь, сколько энтузиазма и энергии нужно на то, чтобы построить один корабль, – рассказывает Лев Лев, экскурсовод верфи, – можешь представить, сколько энергии требовалось, чтобы построить флот». Во время экскурсий, которые постоянно проводятся на верфи, он не устает обращать внимание гостей «Полтавы» на то, что Россия в феерически короткие сроки прошла путь от того состояния, когда Петр I не мог найти мастера для ремонта своего знаменитого ботика, до строительства мощного военного корабля на 54 пушки.

Чтобы представить себе этот масштаб освоения российскими мастерами корабельного ремесла, создается точная копия петровского корабля, способная, подобно своей предшественнице, отправиться в моря. Но в путешествия «Полтава» не пойдет, а останется у берегов города Петра – напоминать своим существованием о военной славе нашей страны. Она станет частью уникального музейного комплекса, научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории Петербурга и России.

«В 1724 году Петр подписал указ – неизвестно, знал ли он, что умирает или предчувствовал, но был указ о создании в Петербурге мемориала созданию русского флота, где было предписано «хранить вечно корабли первого здесь строения и завоеванные в память бывших побед», – рассказал нам руководитель автономной некоммерческой организации «Национальный центр подводных исследований» Андрей Лукошков. – Это был памятник Петру лично. Создание русского флота было его заслугой. Не тот памятник царь-плотник, который у нас стоит, а настоящий памятник императору, который закончил жизнь полным адмиралом, между прочим. Мемориал существовал до 1743 года, а потом корабли все сгнили и развалились, даже чертежи было снять невозможно. И сейчас получается, что «Газпром» при нашем участии в археологической части исполняет, наконец, указ государя-императора. Сейчас делается реплика корабля Петра I «Полтава». К нему будут добавлены подлинные, законсервированные остатки тех кораблей петровского времени, которые нам удастся найти. Кое-что мы уже нашли, это консервируется, кое-что мы сейчас поднимаем, кое-что ищем. Там будет, я думаю, один из богатейших музеев морской истории, а петровского времени – так точно самый лучший. Думаю, это будет украшение и одна из выдающихся культурных структур Петербурга».

Накануне дня военно-морского флота России мы предлагаем взглянуть на грандиозное строительство одного из самых крупных культурных и в лучшем смысле этого словам патриотичных проектов нашего времени.

Текст: Евгения Авраменко

Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Новости партнеров: