Экскурсовод Лев Лев о «Полтаве»: «Не каждому в жизни удается построить корабль»

27.07.2014 13:16 1153
Главный гид по верфи исторического судостроения «Полтава» Лев Лев

Главный гид по верфи исторического судостроения «Полтава» Лев Лев разнообразия ради иногда ездит на работу прямо в форме Преображенского полка. Чтобы порадовать попутчиков по метро и маршруткам, а заодно не выходить из роли. По специальности он инженер-гидрограф, работал на Чукотке, в Севастополе, был волонтером на «Штандарте», а сейчас ведет экскурсии по верфи, на которой строят реплику петровского корабля «Полтава». С утра до вечера он отвечает на бесконечные вопросы: «А откуда везут дубы для строительства?», «А как делают мачты?», «А пушки вы что, тоже сами сделали?», «А паруса?»… НЕВСКИЕ НОВОСТИ тоже задали ему несколько вопросов об одном из самых замечательных исторических проектов, который сейчас воплощается в Петербурге, в Лахте.


- Какое впечатление «Полтава» производит на людей?

- Это я вижу каждый день. Вот давайте попробую интерпретировать и ваши впечатления тоже. Люди приходят, и им сначала кажется, что это лесопилка какая-то – где тут корабль? Потом идет рассказ о строительстве, постепенно рассказываешь детали, потом подводишь к ангару, где стоит «Полтава»… И вот это чувство я «поймал» на группе 40 человек. Тогда была тишина, люди не работали, и когда мы зашли в ангар, раздался такой единый вздох, и было ощущение, что их завели в какой-то собор. Впечатление есть от того, что люди видят, как создается что-то грандиозное. Точнее, они видят, что раньше делалось что-то грандиозное, и оно делается и сейчас. Я не видел ни одного человека, уходящего с этой экскурсии с тусклым взглядом. У меня есть такое правило, как сделать хорошую экскурсию: выбери самого тусклого человека, и веди рассказ для него. Я рисую им картину боя: представьте палубу корабля, ядра летают, ломают такелаж, что-то горит, ты стоишь на палубе, тут картечь летит, с соседнего корабля каждая сволочь целится в тебя… И когда ты такую картинку людям рисуешь, они понимают, сколько нужно ангелов-хранителей, чтобы от простого гардемарина дожить до адмирала. Люди, которые видят эту историю, они по-другому смотрят на петровское время, да и не только на него.

- Как думаете, есть некое благословение, что ли, Петра на эту стройку?

- Иначе мы бы его не начали строить. Если бы не было сопутствующих условий, при которых все должно срастись. Здесь все складывается. Это событие уже есть, 25 месяцев уже есть. Нам теперь остается выстроить цепочку событий и прийти к результату, но событие уже есть. Я чувствую дух Петра на этой верфи, если говорить об этом. Вообще здесь есть чувство, что нечто живое рождается. Корабль – это как живой организм. Он как ребенок, растет, а через определенное количество времени будет спущен на воду.

- Какой будет самый волнительный момент в вашей общей работе?

Самый волнительный момент – это когда он должен войти в воду. Я ни разу не присутствовал при спуске на воду, но думаю, это самое волнительное.

- Почему нам важна именно «Полтава», а не какой-то другой корабль петровского флота?

- Петр I придавал большое значение символическим вещам, датам, событиям, но не в силу того, что ему это нравилось. Мол, нравятся ему фейерверки – давайте порох палить. А для того, чтобы показать значение того, что делалось. И для того чтобы люди знали историю. «Полтава» – первый большой линейный корабль, который был сделан в Санкт-Петербурге. Обратите внимание, ключевое слово «в Петербурге». Потому что до «Полтавы» строили на других российских верфях, но в Петербурге первый большой корабль – это «Полтава». Поэтому он важен именно для Петербурга, как символ города и флота. На этом корабле Петр первый флаг поднимал, это был флагманский корабль. На нашем на верхней грот-мачте будет императорский флаг, ну и Андреевский, конечно, тоже.

- Какова судьба оригинальной «Полтавы»?

- Она просто истлела от времени через 20 лет. Все, что можно было снять, сняли – пушки, якоря. А корпус просто истлел.

- Не произойдет ли того же самого с новой «Полтавой», раз вы строите по тем же технологиям?

- Эта, мы надеемся, простоит гораздо больше. Мы пропитываем все дерево огне-био-защитами, чтобы противостоять гниению и возможному возгоранию.

- Может ли она, подобно петровскому кораблю, выйти в море?

- Она рассчитана на это, как петровский корабль. Но правила морского регистра могут не допустить этого из-за несоответствия современным требованиям. По требованиям морского регистра, должен быть двигатель, навигационная система, водонепроницаемые переборки. «Полатва» под эти правила просто не попадает – по факту своего рождения 300 лет назад. Так что передвигаться самостоятельно, без кораблей сопровождения, будет невозможно. Вот в Европе есть разряд исторических судов в морском регистре, а у нас его нет: возможно,просто не было в этом потребности. Надеемся, что потребность будет, такой разряд появится, и мы тогда сможем выйти в море.

Напомним, «Полтава» строится заново на верфи исторического судостроения в Лахте при поддержке компании «Газпром», которая поддержала проект энтузиастов корабельного дела. Основной костяк мастеров составили люди, построившие до этого другую реплику петровского флота – фрегат «Штандарт». Но помимо них к строительству привлекаются другие желающие построить своими руками грандиозный корабль петровской эпохи. Воссоздание начиналось при минимальном количестве исторических чертежей, которые были найдены в библиотеке Академии наук и в архиве РГА ВМФ. До закладки судна была проделана колоссальная совместная работа историков и конструкторов. По замыслу «Полтава» станет частью уникального музейного комплекса на территории Петербурга и более того – своеобразным памятником Петру Первому. Царю-моряку, царю-плотнику, который лично принимал участие в создании российского флота, проектировал корабли, воевал на галерах, жил в равных со своими матросами условиях и в прямом смысле своими руками создавал то, что сегодня стало нашей историей. На базе музея планируется проводить исторические чтения и получать гранты для молодых историков-исследователей. Еще одной частью музея Петра будет музей подводной археологии, в котором будут стоять корабли петровской эпохи, поднятые со дна морей. Их можно будет сравнить с «Полтавой» и убедиться, что корабли сделаны в точности по одной технологии.

Строительство идет уже около 4,5 месяцев, собран почти весь остов корабля. Посмотреть, как растет «Полтава», можно почти каждый день на верфи исторического судостроения «Полтава».


Текст: Евгения Авраменко

Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Читайте по теме:
Строители «Полтавы»: «Самое главное, что есть на этой верфи, – это дух Петра I»

Новости партнеров: