Координатор фестиваля St.Petersburg Harley Days в Петербурге: «Мы разрушили стереотип «страшных байкеров»

05.08.2014 14:26 933
Игорь Щербаков, координатор мотоциклетного фестиваля St.Petersburg Harley Days в

Игорь Щербаков, координатор мотоциклетного фестиваля St.Petersburg Harley Days в Санкт-Петербурге, никогда в жизни не думал, что сядет на мотоцикл. Собственным Harley Davidson он обзавелся «по работе». Но, очевидно, мощь, энергия и драйв этой легенды американских хайвэев передается ее хозяину: сегодня Игорь Щербаков не просто ездит на любимом «Харлее», но и участвует в организации городского фестиваля международного масштаба St.Petersburg Harley Days, успешно ведет диалог с властью от лица мотоциклетного сообщества Петербурга и вдохновляет иностранных мотолюбителей на посещение России, несмотря на политическую обстановку. За несколько дней до проведения грандиозного фестиваля на площади Островского НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с Игорем Щербаковым о грядущем празднике, о патриотизме мотоциклистов, о взаимодействии этой самой свободолюбивой части общества с городским правительством, да и просто о том, как свистит ветер в ушах, когда входишь в поворот, как ревет двигатель и как покоряются мотопутешественнику километры любых дорог этой земли.

- Игорь Иванович, как так случилось, что Вам удалось вывести байкерский фестиваль из разряда «клуба по интересам» на городской уровень?

- Идея создать такой фестиваль родилась у меня, когда в 2008 году я побывал в городе Милуоки – столице Harley Davidson, где производятся мотоциклы этого бренда, на праздновании его 105-летия. Там я увидел 500 тысяч мотоциклистов, которые собрались в одно время в одном месте. Это тяжело себе представить: футбольные поля, на которых стоят ровненькие ряды мотоциклов! Тогда я подумал: что же это за феномен такой, который заставляет людей собираться вместе? Я стал внимательно изучать этот вопрос и понял, что существует особая культура, сформированная Harley Davidson и системой HOG (Harley Owners Group) – всемирным клубом владельцев этих мотоциклов. В прошлом году клубу исполнилось 30 лет, и он стал самым крупным клубом в мире. Не среди мотоциклистов, а среди клубного движения в мире вообще – в нем полтора миллиона человек! Мероприятие St.Petersburg Harley Days, которое проводим мы, сильно отличается от обычных фестивалей мотоциклистов, оно просто другое по своей сути. Когда мы организовывали фестиваль, большая часть чиновников, к которым мы обращались, пугалась и говорила: «Что вы сюда тащите?». У горожан Петербурга сформировался стереотип о том, что есть страшные байкеры, которые где-то собираются, шумят… Негативный такой стереотип.

Но первой, кто нас поддержал и увидел в этом силу, была Валентина Матвиенко. В 2010 году я пришел к ней и попросил разрешения провести такой фестиваль, предложил организовать его вместе. Она с удовольствием отнеслась к этому, потому что понимала: это событийный туризм, и подписала письмо президенту Harley Davidson с просьбой разрешить провести здесь фестиваль. В январе 2011 года я встретился с президентом Harley Davidson и вручил ему письмо губернатора Санкт-Петербурга. Через месяц президент Harley Davidson нашел меня и вручил ответ губернатору Петербурга. Это письмо, которое стало для меня квинтэссенцией эпистолярного жанра. Когда я его прочитал, у меня волосы дыбом встали. Там было написано: «Уважаемая Валентина Ивановна, мы очень благодарны вам за то, что вы инициируете проведение фестиваля Harley Davidson <…> и надеемся, что вы помните, что во время Великой Отечественной войны мы поставили 28 000 военных мотоциклов Harley Davidson для победы Красной Армии над фашизмом. Мы знаем, что до сих пор эти мотоциклы ездят по дорогам России, и нам было бы очень приятно, если бы эти мотоциклы участвовали в параде, который является квинтэссенцией каждого фестиваля». Представляете? Многие деды точно скажут, какой серьезный вклад Harley Davidson внес в победу, потому что эти транспортные средства очень помогли в войну. Я нашел эти мотоциклы: у нас есть братья Котельниковы в Петербурге, лучшие мастера по восстановлению и реставрации, они любезно предоставили эти мотоциклы и ехали на них сами во главе колонны.

- Как я понимаю, последующее руководство города традицию поддержало?

- Да, нам было очень приятно, что Георгий Полтавченко в прошлом году поддержал эту инициативу, и состоялся второй фестиваль Harley Davidson. Мы были очень благодарны за то, что нам разрешили использовать лучшие площадки города – Дворцовую площадь для старта мотопарада и площадь Островского для самих событий.

- И все-таки, чем же кардинально отличается фестиваль от подобных ему собраний мотоциклистов?

- Этот фестиваль отличается тем, что он создавался по всемирным и стандартным правилам движения Harley Davidson. Поэтому мы не в лесу, а в центре города, поэтому нас украшает очень много иностранных гостей, которые приезжают со всех стран света. Город видит, что это красивые, приятные люди, красивые мотоциклы. Иностранцы несут с собой образец красивой культуры, и приезд иностранцев помог нам сломать этот стереотип «страшных байкеров». В прошлом году Василий Николаевич Кичеджи поставил нам задачу: обязательно нужно негативный имидж мотоциклистов менять.

- Как Вы это делаете?

- Мы в центре города, у всех на виду – это раз. Во-вторых, наш фестиваль безалкогольный. Как ни странно, в прошлый раз никого это не смутило, потому что все за рулем, и алкоголь всё равно запрещен. Я волновался, но всё нормально было. Потом, у нас много иностранных гостей, как я уже говорил. В-третьих, старт на Дворцовой площади – такого никогда не было! Туда в принципе никакое транспортное средство попасть не может, а здесь тысяча мотоциклистов стоит. Я очень признателен господину Пиотровскому, который тоже рискнул со своей стороны и разрешил нам это сделать. Благодаря этому, в том числе, наш мотопарад был признан самым лучшим в Европе! Я думал, что лукавят руководители Harley Davidson, когда говорят об этом, но оказалось, что это действительно правда. Потому что в европейских демократических странах нет возможности так перекрывать дороги, как это делает у нас наше любимое ГИБДД, нет таких набережных, нет возможности проехать по такой главной магистрали города, как Невский. Апогеем же стала случайно возникшая ситуация: середина парада происходит в конце Московского проспекта на площади Победы, и, когда мы стали разворачиваться вокруг стелы, люди, которые ехали и 20 минут видели участников парада только сзади, вдруг увидели лица друг друга. Это был экстаз! Это было абсолютно неописуемое удовольствие! Нам удалось создать фишку, которую подсказал сам разные фестивали в этом году, чтобы поучиться, я от многих людей услышал: «Мы к вам обязательно приедем на парад!»

- Весь фестиваль у вас разделен на тематические дни. Как вы их определили?

- У нас есть «Семейный день» – это дань традиции Harley-Davidson, у которого другие ценности, в отличие от системы MC (Motoclubs). Система МС-клубов закрытая, в них нельзя попасть просто так, там есть определенный ценз – например, там нет женщин. У Harley Davidson диаметрально противоположная идеология. Первое – это открытость. У тебя есть мотоцикл этой марки – ты в клубе. Никаких ограничений. Владельцем мотоцикла может быть не только мужчина, но и женщина, и она тоже может стать членом клуба. И, возможно, в связи с этим, а может, и еще по ряду причин, один из принципов нашего фестиваля – это семейственность. Дружба и семья. Наш фестиваль – это городской праздник, и мы приглашаем всех жителей города. Приходите с детьми, с супругой, с друзьями. Мы придумали программу, которая будет интересна детям. Будет много мотоциклов, а детишкам это всегда нравится. И нет такого мотоциклиста, который бы отказал ребенку сесть на мотоцикл!

Также у нас есть «Гостевой день», потому что фестиваль рассчитан на то, что приедут в гости мотоциклисты из всех регионов России. В этом году нам очень помогает Комитет по развитию туризма и Комитет по внешним связям: они осознали, что наш фестиваль является одним из крупных событийных мероприятий города. У меня возникло предложение: для развития туризма активизировать систему городов-побратимов, которая существует, но действует не так активно. И раз мы проводим фестиваль, в котором участвуют люди путешествующие, я предложил их пригласить из братских городов. И тут же правительство отреагировало: Комитет по туризму совместно с Комитетом по внешним связям написали обращение в европейские города-побратимы Петербурга, и у нас стали появляться отклики. Один из наших городов-побратимов – это Гамбург. Когда я написал письмо в местный клуб HOG, они были шокированы: «Петербург – наш город-побратим? Так мы приедем, мы привезем подарки!» И они везут к нам уникальный мотоцикл, инкрустированный кристаллами Сваровски. В фестивале этого года будут участвовать два города-побратима Петербурга – Гамбург и Хельсинки. У них будет свой домик, они там будут чувствовать себя уютно. Финны привезут какие-нибудь краюшки, немцы – крендели, ну хорошо же и приятно! Я надеюсь, что этот опыт будет полезен и интересен. Мы также общаемся с Симферополем, который стал нашим городом-побратимом в этом году, но в эти же выходные у них проводится свой фестиваль в Севастополе, поэтому крымчан мы, скорее всего, не дождемся в этом году.

Еще у нас есть «Национальный день». Это продолжение дружеской темы городов-побратимов. Некоторые наши гости обратились с предложением, что они со сцены споют – кто на эстонском, кто на финском.

- Скажите, а Вас не обвиняют в том, что Вы поддерживаете американский бренд?

- Ни разу никто нам ничего об этом не сказал. Мы очень не хотели бы, чтобы политика как-то повлияла на наши мужские праздники. Все межгосударственные проблемы связаны с политиками, они не связаны с людьми. Мы общаемся, и никаких проблем у нас между собой нет. Люди все понимают, что существуют, кроме нормальной жизни, политические игры, на которые мы не можем влиять. Поэтому на уровне обычных жителей, простых граждан из разных стран отношения нормальные. Мы думали, что кто-то не приедет из зарегистрировавшихся гостей, но все подтверждают свое присутствие.

Вообще, то, что мы делаем, – это великая миссия туристическая для города. Многие иностранцы же не поедут в Москву. Люди боятся ехать далеко в глубь страны по не очень хорошим дорогах. А Питер рядом с границей – «петрово» окно в Европу! Плюс, там идет холодная война. Как украинцы зомбированы, так и иностранцы зомбированы. Я был поражен, когда приехал в 2011 году на финский фестиваль после нашего и говорю: «Что вы не приехали?» А мне один директор клуба в возрасте отвечает: «Как же мы приедем, мы же с вами воевали?» Но байкерам верят. Нас спрашивают: «К вам безопасно ехать? Нас тут не убьют, мотоциклы не украдут?». Приезжают под наш «HOG’oвский» зонтик, под нашу защиту. Приезжают и понимают – да тут все нормально!

- Одной из своих миссией Вы заявляете развитие патриотизма у молодого поколения и поднятие культуры вождения. Как в этом участвуют мотоциклисты?

- На прошлом фестивале на весь задник сцены был размещен флаг России, а это нечасто бывает на мотоциклетных фестивалях. Но вы можете увидеть, что очень часто мотоциклисты несут флаг своей страны, особенно за границей. У меня специально сделан флагшток, есть флаг 1,5х2 метра, и, когда я приезжаю на фестиваль, даже когда еще подъезжаю к нему, я его достаю, разворачиваю и гордо еду под флагом своей страны. Нормальный, здоровый патриотизм всегда присутствует, как и уважение к иностранцам. В прошлом году в День флага России 200 мотоциклистов выехали, полностью экипированные флагами России, и сделали такой пробег по городу, что все ахнули!

Мотоциклисты – это очень интересные люди. Знаете, не каждый «очкарик» сядет за мотоцикл: в мотоциклетном сообществе достаточно брутальные мужики, крепкие и патриотичные. Я уверен, это те, кто пойдут первыми в бой, если что, те, кто первыми защитят страну!

Сам образ красивого, экипированного по всем правилам мотоциклиста – это нормальная культура. Вы ни разу не увидите нашего мотоциклиста без шлема. Это хорошо влияет на тех же пацанов, которые начинают ездить на мопедах и мотороллерах. Мы их где-то стыдим, где-то останавливаем, где-то они сами видят и хотят похожими быть на нас. Иногда нас даже приглашают к таким мальчишкам на их сборы, говорят: «Когда вы выступаете, вы для них авторитет, пример». В этом году мы не успели, а в следующем хотим на нашем фестивале перед парадом бесплатно раздавать шлемы. Потому что многие приезжают на мопедах, а это будущие мотоциклисты, и мы разрешаем им участвовать в парадах. Кто-то даже не в состоянии шлем иметь, но если ему подарят – это будет большое преимущество.

Потом, у нас есть Семен Трофимов, который ведет техническую юношескую школу, это такой детский патриотический клуб, участники которого занимались восстановлением многих моделей мотоциклов и двигателей Harley-Davidson военного времени. Существует традиция: многие мотоциклисты и клубы поддерживают детские дома. Приезжают, приносят радость детям своим присутствием, катают на мотоциклах.

Есть специальное движение «Мотодоноры», объединяющее людей, которые сдают кровь, помогают детишкам. Мотоциклисты часто сталкиваются с авариями на дорогах и всегда первыми откликаются в таких ситуациях. Когда у нас была встреча с губернатором, мы поднимали вопрос о том, чтобы ввести в обучение правилам дорожного движения мотоциклетную тематику для водителей и снизить аварийность. Потому что в ПДД всё «заточено» на автомобиль, а есть специфика движения мотоцикла, его проезда: как ты пропускаешь мотоцикл, как уступаешь ему дорогу. Например, автомобилисты часто не знают, что мотоцикл имеет право занимать целую полосу. Специально существует программа, когда каждую весну мотоциклисты сами через листовки информируют окружающих о том, что они выехали на дороги, чтобы водители были осторожны. Мы благодарны городу, который сделал социальную рекламу на щитах в этом году. Мы обратили внимание губернатора и ГИБДД на то, что в Москве на трассах есть даже соответствующие надписи на электронных табло, – может, будем перенимать опыт.

- Недавно в Совете губернатора появился представитель мотоциклетного сообщества, Григорий Путинцев. Какие-то результаты совместной работы с правительством уже есть?

- Прошлый фестиваль Harley Davidson привлек внимание к среде мотоциклистов. Когда фестивали проводились за городом, они были незаметны, а мы оказались в центре города. Правительство помогло, сказало: «Давайте имидж менять». Губернатор изъявил желание встретиться с сообществом, и меня попросили организовать эту встречу. Сначала хотели сделать ее на базе нашего клуба HOG, потом поняли, что нужно пригласить другие клубы, у нас есть мотодоноры, у нас есть мотоциклисты, которые занимаются серьезно медиа- и интернет-ресурсами, есть спортивные, офф-роадные и так далее. Объединение мотоциклистов, которое появилось в виде мотосовета города, – это также уникальная вещь. Ни в одном городе России такой организации, как у нас, объединяющей многие мотоклубы и мотоинтересы, нет. Мы собрали этих людей, представителей разных сфер, и у всех оказались вопросы. На этой встрече был поднят вопрос о том, что нужен канал связи между властью и мотоциклетной частью сообщества (а это горожане города, мотоциклисты с семьями, есть девушки, матери). Губернатор попросил создать объединение мотоциклистов, мне было предложено стать президентом этой ассоциации, а Григорию Путинцеву – советником губернатора по мотоциклетной тематике. Были собраны вопросы, и нам очень приятно, что были решены такие вопросы, какие десятки лет никто даже не представлял возможным решить.

Думаю, во время фестиваля вы многое узнаете. Здорово, что власть повернулась к нам лицом, и, я считаю, Петербург является в этом плане пионером. Нигде такого не было, чтобы власти городские общались с мотоциклистами, спрашивали об их проблемах и их решали. Первый решенный вопрос, и это уже не секрет, – оказалось, что в Санкт-Петербурге один из самых высоких в стране налогов на постановку на учет мотоциклов. Поставить мотоцикл на учет стоит дороже, чем грузовик. Если обратить внимание, можно заметить, что очень много мотоциклов ездит без номеров. А у них тогда и появляется соблазн – превысить скорость, нарушить. Они знают, что их не поймают. Некоторые покупают достаточно бюджетные мотоциклы, экономят, и для них лишние 5-7-8 тысяч заплатить – это проблемно. У нас 50 рублей за кубический сантиметр, в Карелии 10 – где это видано? Ездишь ты по дорогам всего несколько месяцев, места занимаешь меньше, чем автомобиль, и поэтому это как-то неприятно было, честно говоря, неправильно. Мы объяснили, что со снижением налога большее количество людей поставит мотоциклы на учет, и сборы не уменьшатся, как переживало правительство, а минимум останутся в том же объеме. Главное, что это всё вопросы федерального уровня, и мы благодарны правительству города за то, что они решили их на уровне страны. Это победа: мы за полгода объединили людей, пообщались, создали коммуникацию между мотоциклистами и правительством – и вот вам результат. Я искренне горжусь этим. Ну, и остальные вопросы будем потихонечку обсуждать и решать. Не всё же меряется в жизни деньгами, есть и удовольствие сделать что-то хорошее людям.

- Вы уже не в первый раз во время нашей беседы упоминаете, что мотоциклисты – люди какие-то особенные. Чем же?

- Если посмотреть на портрет мотоциклиста, не всегда он брутальный, как я говорил. На самом деле, это обыкновенные люди. Есть одна фишка. Она заключается в следующем: все мужчины когда-то были мальчишками. И они катались сначала на «Орленке», потом на «Минске», «Украине», потом садились на мопеды, потом, кто мог, садился на «Восход», «Минск», «Яву». Это была в той юности самая фишка – перед девчонками проехать на мотоциклах, как раньше гарцевали на конях перед окнами красавиц. И это было престижно. Но происходил момент, когда ты заканчивал школу, шел в армию, потом ты приходил из армии, у тебя появлялась семья и работа, тебе было уже не до мотоцикла. Потом у тебя рождаются дети, это заботы, надо кормить их, надо обзаводиться домом. И вот когда эти вопросы решались через 10-15-20 лет, где-то в голове всплывало: есть же такая мечта… Это же такая пацанская игрушка, которая была когда-то в виде мопеда! Эта ностальгическая вещь в подкорке мозга! В этом, может, не каждый сам себе признается, но на уровне подсознания это работает. Это какие-то особенные люди!.. Может, и в те времена на мотоциклах ездили не все отличники… Но основой этой любви все равно является ностальгическая вещь. И потом, когда ты едешь на мотоцикле, это очень красиво, очень приятно. Мотоцикл не едет – он планирует, ты паришь на нем, как птица, ты плавно входишь в поворот… Только на нем ты почувствуешь запахи всех мест, мимо которых едешь: тут свежескошенной травой пахнет, тут навозик, тут что-то цветет. В автомобиле ты этого не почувствуешь. Мотоцикл – это и транспортное средство, и удовольствие одновременно!

Текст: Евгения Авраменко

Фото предоставлено Harley Owners Group (Петербург)

Читайте по теме:
В связи с фестивалем Harley Days ограничивается движение транспорта в центре города

Санкт-Петербург стал городом Harley-Davidson и готовится к открытию мотофестиваля 7 августа

Фестиваль легендарных мотоциклов Harley-Davidson пройдет 7-10 августа

Новости партнеров: