Страховщики vs туроператоры: кто должен нести ответственность перед клиентами

05.08.2014 15:22 432
Санкт-Петербург, 5 августа. Туристический бизнес в самый разгар курортного сезона

турфирма Нева ВосхождениеСанкт-Петербург, 5 августа. Туристический бизнес в самый разгар курортного сезона трещит по швам: вчера о приостановке своей деятельности заявил еще один оператор – «ИнтАэр». Причины называются самые различные, от санкций до увеличения количества самостоятельных туристов. В сложившейся ситуации представители туристического бизнеса считают, что государство должно обеспечивать гарантии компенсационных выплат; в свою очередь, страховщики называют такие выплаты гуманитарной помощью. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ попробовал найти ответ на вопрос, кто в конечном итоге должен нести ответственность перед теми туристами, чей отпуск «накрылся медным тазом».

Проблемы туристической отрасли

Российский туристический бизнес в 2014 году испытывает явные сложности: 16 августа о приостановке своей деятельности объявила крупнейшая турфирма Петербурга «Нева», в результате 17 тысяч человек лишились своего оплаченного отпуска, еще около 7 тысяч туристов находились в это время за границей и столкнулись с проблемой неоплаченных отелей и обратных билетов. Буквально через полмесяца после этого о невозможности исполнять свои обязательства заявил еще один крупный игрок туристической сферы – фирма «Лабиринт», в данный момент за рубежом находятся около 25 тысяч ее клиентов. Кроме того, закрылись еще три фирмы помельче – «Экспо-тур», «Идеал-тур» и «Роза ветров мир». «ИнтАэр» стал уже пятой компанией, вылетевшей с туристического рынка.

Туристическая отрасль имеет свою специфику – на ней в первую очередь отражается экономическая ситуация в стране. Причины, приведшие к краху туркомпаний, общие: введение санкций, сложная геополитическая ситуация, а также регламент выезда за границу госслужащих и силовиков.

Чья ответственность?

Проблемами турбизнеса обеспокоены и на самом высоком уровне: так, на днях премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что необходимо более тщательно проверять турфирмы и исключать из реестра туроператоров те компании, у которых финансовые риски надежно не застрахованы.

«Эти турагентства действуют по принципу «пирамид», ни за что не отвечают. Они говорят: извините, у нас клиентуры меньше стало, а когда начинаются вопросы к страхованию рисков, то тот, кто занимается таким страхованием, не способен ни за что ответить», – сказал Медведев.

Впрочем, как раз у «Невы» (да и у других операторов) проблем с финансовыми гарантиями не было. Например, фингарантом «Невы» стала страховая компания «Восхождение», которая застраховала гражданскую ответственность петербургского оператора на 454 млн рублей. Другое дело, что пока никто не готов гарантировать, что все выплаты будут произведены.

«Страховая компания работает, мы постоянно с ними общаемся и ведем контроль за их деятельностью», – сказал врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов на одной из пресс-конференций в июле. На вопрос, уверен ли он, что страховщик сможет выполнить свои обязательства, Сафонов не смог дать утвердительного ответа.

Ситуация усугубляется тем, что недавно у «Восхождения» была приостановлена лицензия. Является ли эта мера проявлением недоверия к страховщику, неизвестно. Эксперты очень осторожно комментируют данную ситуацию.

«Это означает лишь то, что компания не выполнила в срок предписание надзорного органа. Это все, что я могу сказать», – отметила президент Союза страховщиков Санкт- Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич.

Что же заставляет туроператоров страховать свою ответственность в компаниях, не имеющих громкого имени? Ведь многие услышали о «Восхождении» лишь в связи с закрытием «Невы».

Страховщики vs туроператоры

Генеральный директор крупного петербургского оператора «Верса» Владимир Дорофеев, разбирая ситуацию вокруг турфирмы «Нева» и «Восхождение», объяснил, что турфирме очень сложно найти страховую компанию, которая возьмет на себя обязательства фингаранта, поэтому приходится заключать договора с более сговорчивыми страховщиками. С ним согласилась и представитель страхового общества «Помощь» Гаянэ Календжян, правда, объяснив это своими причинами.

«Турбизнес зависит от внешних факторов. Кроме того, нам приходится уповать на порядочность самих операторов. Естественно, все эти риски приводят к тому, что страховщики отказываются от этого направления, это не рентабельно», – сказала Календжян.

Дорофеев считает, что в сложившейся ситуации гарантию туристам на компенсационные выплаты должно предоставлять государство.

«Закон «О туристской деятельности» работает, но работает плохо – страдают туристы. Это касается не отрегулированного механизма страхования турбизнеса. Если государство позволяет работать страховой компании, у которой не хватает денег для финансовых выплат туристам, то это дыра в законе», – сказал Дорофеев.

В свою очередь страховщики недоумевают: в связи с чем должны делаться компенсационные выплаты?

«Фингарантия – это страхование ответственности, в данном случае речь идет о приостановке деятельности, а не о банкротстве. Получается, страховая выплата проходит, а оператор продолжает работать. Что это – страховая выплата или помощь турфирме?», – спрашивает Календжян.

Затянутся ли сроки выплат?

Впрочем, какие бы споры ни велись между операторами и страховщиками, компания «Восхождение» начала прием заявлений, правда, пока не известно, когда начнутся выплаты несостоявшимся туристам. По закону у страховой компании есть 30 дней на обработку заявления, однако существуют все основания считать, что этот срок будет увеличены.

«Восхождение» – небольшая фирма, с небольшим количеством сотрудников, у них просто физически не будет возможности обработать все заявления в указанный срок», – выразила свое мнение Ирина Лукашевич, добавив, что не стоит ждать быстрого возвращения своих денег тем, кто делал глубокое бронирование – за полгода и более до поездки: если человек заказал тур на январь 2015 года, то раньше этой даты выплату никто не будет производить. Поскольку для этого не будет оснований.

Между тем, президент Союза страховщиков Санкт- Петербурга и Северо-Запада отметила, что жители нашего города и сами не спешат обращаться в страховую компанию, которая специально открыла офис в Северной столице.

«Народ в страховую компанию идет плохо, в пятницу вообще практически никого не было. С первого раза не приносят полный пакет документов... Всего подали заявления 1411 человек из 12 тысяч пострадавших в Петербурге», – сообщила Лукашевич.

Риски самостоятельного туризма

Пока общественность и обманутые в своих ожиданиях клиенты турфирм находятся в ожидании развития ситуации, представитель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская призывает туристов не паниковать и не отказываться от услуг туроператоров и турагентов.

«Надо понимать, что если турист самостоятельно бронирует услуги, то рискует не меньше. Если человек сам заказывает билеты на самолет, в таком случае «Турпомощь» будет не вправе помочь ему вернуться домой. Если будут проблемы с отелем, то туристу придется самостоятельно судиться с ответчиком. И если отель находится, например, в Египте, значит, судиться надо будет на территории Египта», – сказала она.

Текст: Любовь Лепшина

Фото: Степан Яцко/ НЕВСКИЕ НОВОСТИ (архив)


Читайте по теме:
Крах туристического рынка: каких «сюрпризов» ждать петербуржцам

Следственный комитет заинтересовался деятельностью закрывшихся турфирм

«Лабиринт» – еще один разорившийся туроператор

«Турпомощь»: у всех клиентов «Невы» уже есть билеты домой

Страховая компания начала принимать заявления от клиентов разорившегося «Экспо-тур»

Приостановлена лицензия «Восхождения», страховой компании турфирмы «Нева»

Петербургский туроператор «Экспо-тур» объявил о приостановке своей деятельности

Новости партнеров: