Проект реконструкции Сенной площади ставит под угрозу вестибюли метро

21.08.2014 14:38 1838
Активисты, на всех парах обсуждающие «автомобильную» проблему на Сенной площади, поначалу не обратили внимания на еще одну деталь проекта: церковь, взорванная в советское время для строительства станции метро, теперь будет восстанавливаться.

реконструкция СеннойСанкт-Петербург, 21 августа. Реконструкция Сенной площади, начатая еще в 2003 году с робкой попытки восстановить торговые павильоны, исторически располагавшиеся на ее территории, в последнее время получает все более широкую огласку. Активисты-градозащитники, блогеры и представители СМИ активно обсуждают новый проект реконструкции, утвержденный в начале августа на «публичных слушаниях», которые по факту проходили за закрытыми дверями. В них принимали участие представители только десяти компаний, заинтересованных в реализации проекта. Как оказалось, активисты, на всех парах обсуждающие «автомобильную» проблему на Сенной площади, поначалу не обратили внимания на еще одну деталь проекта: церковь, взорванная в советское время для строительства станции метро, теперь будет восстанавливаться. А вот внешний вестибюль станции «Сенная площадь» будет уничтожен – его планируют перенести в здание торгового комплекса ПИК-2.

Исторически Сенная площадь была притягательным для горожан местом благодаря трем своим составляющим: площадь была крупнейшим транспортным узлом, на ней велась активная торговля, и к тому же она оставалась одним из религиозных центров города. Успенская церковь, воздвигнутая на деньги местного купечества еще в 1765 году, в наше время все никак не может найти инвесторов. Современные «купцы» не жаждут вкладываться в столь масштабный и, в общем-то, бесперспективный проект, который, кроме морального удовлетворения, не принесет никакой выгоды. А для чистой благотворительности сумма, которая в перспективе может уйти на строительство, слишком велика. Что касается торговой составляющей, привлекавшей горожан в центр города, то прежде она была реализована на Сенной при помощи павильонов рынка, построенных по проекту архитектора Иеронима Китнера в 1886 году. В 2003 году символические «павильоны» были возвращены на площадь, однако в утвержденном плане реконструкции они вновь отсутствуют: за счет пространства, ныне занимаемого павильонами, в будущем планируется расширить проезжую часть. А всю торговлю хотят переносить в очередной ТРК «ПИК», на этот раз названный, для разнообразия, «ПИК-2». Трамвай, пущенный в 1910 году, тогда превратил Сенную площадь в центральный транспортный узел города, и ныне это «новшество» обещают вернуть горожанам – трамвайную остановку хотят расположить прямо посреди площади, а пассажиры этого древнейшего в Петербурге вида общественного транспорта будут попадать на остановку по подземным переходам.

реконструкция СеннойВ 1930-х годах Сенная площадь начала меняться. Первыми были снесены павильоны рынка, затем в 1963 году для строительства наземного вестибюля станции метро «Площадь Мира» взорвали храм. Дольше всех на площади царствовал транспорт – автовокзал междугородных маршрутов работал на Сенной почти тридцать лет. А окончательно статус крупнейшего транспортного узла Сенная потеряла в 2007 году, когда перестали ходить трамваи. Долго рассказывать о «Башне мира», простоявшей на площади около трех лет, не имеет смысла: по официальным данным, конструкция треснула от жары (а по неофициальным – по вине вандалов-скалолазов), и ее спешно демонтировали. Наверное, с того момента, как треснула многострадальная башня, градостроители и перестали «где-то в перспективе» стоить планы относительно Сенной, а уже всерьез задумались о полноценной реконструкции всей площади. В планах городского правительства не появилось ничего революционно нового: вновь пущенные трамваи, отстроенный храм, а вместо исторических павильонов – красивый торговый центр, выполненный в классическом стиле и не нарушающий архитектурный ансамбль исторического центра города.

храм на СеннойРазработку проекта по реконструкции Сенной площади Смольный поручил архитектурному бюро «Суарт» – без лишних слов, действительно проверенному временем, а также множеством отлично выполненных проектов. В визуализации проекта, ориентированной на неискушенного в архитектурном планировании зрителя, можно увидеть и будущий храм, и новый торговый комплекс, и трамвайную остановку, и пешеходные зоны, украшенные для наглядности даже счастливыми пешеходами. Однако, если присмотреться, красивого наземного вестибюля недавно отстроенной «Спасской» и серого, но такого родного и привычного горожанам купола «Сенной» на новых планах не видно. Судя по предложенным простому зрителю планам, входы в сразу две центральные станции метро будут находиться на территории нового ТРК «ПИК-2», а «Садовая», как, впрочем, и ныне, останется в основном под землей. Во всяком случае, судя по планам, наземного вестибюля для «фиолетовой» станции архитектурным бюро не предусмотрено. Напомним, новый вход в не менее новую станцию «Спасская» обошелся городскому бюджету в более чем солидную сумму. Один только вестибюль стоил чуть более 200 млн рублей. А открылся новый вход меньше года назад, 7 ноября.

Еще один вопрос, который смущает всех, кто когда-либо видел «народную» визуализацию плана по реконструкции площади, – это, конечно, храм. Об иронии ситуации мы уже говорили выше: он был взорван ради строительства метро, а теперь метро «подвинут» ради возрождения храма. На какие деньги планируется восстанавливать уникальный храм, да еще и с сохранением исторического барочного стиля, известно только тому, во имя кого этот храм возводится; для градостроителей же этот вопрос пока остается открытым. Впрочем, так же неизвестно, насколько эта «денежная» проволочка растянет саму реконструкцию площади, которую пока планируют завершить к 2016-2017 году. Однако, строительство храма является неотъемлемой частью реконструкции. Как когда-то прокомментировал его предназначение председатель КГИОП Александр Макаров, «Храм – это будет очистительная стихия, которая сметет все недостатки».

Текст: Елизавета Акимова

Фото: suart-group.ru

Читайте по теме:

Публичные слушания по проекту реконструкции Сенной площади прошли тайно

Петербургские активисты не будут мириться с тем, что Сенную реконструируют без учета их мнения

Смольный начал искать компанию-исполнителя для реконструкции Сенной

Наземный вестибюль станции метро «Спасская» открылся для пассажиров

Новости партнеров: