Суббота, 13 августа 2022

23

Санкт-Петербург

Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Петербуржцы не останутся без товаров. На месте закрытых магазинов в торговых центрах могут появиться новые. Специалисты изучают зарубежный рынок, чтобы перенять опыт по размещению продукции местных брендов.

Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

В последнее время магазины многих брендов приостановили работу на территории РФ из-за введенных антироссийских санкций. Посетители торговых центров все чаще видят закрытые шторы жалюзи там, где еще недавно были входы в просторные павильоны. Через запертые витрины горожане все еще могут посмотреть на одежду, мебель и бытовую технику, но вот приобрести их уже не могут. Если появляется новость о закрытии очередного крупного магазина, возле него моментально вырастает очередь из желающих отовариться в нем в последний раз.

Так, на днях в Петербурге большие очереди выстроились у торговых площадок японского бренда одежды Uniqlo, а еще раньше — у павильонов H&M, ZARA, Bershka, Victoria’s Secret, IKEA и других полюбившихся петербуржцам брендов. Вслед за ними ушел с российского рынка гигант фастфуда — «Макдоналдс». Петербуржцы выстроились в длинные очереди, чтобы напоследок полакомиться любимыми бургерами.

Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Как отметили корреспонденты НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, хоть магазины и закрыты, но товар с прилавков никто не убирает. Манекены все еще демонстрируют новинки последних модных коллекций, а покупатели надеются, что ситуация улучшится, и магазины снова откроются.

До запустения ТЦ еще далеко

Торговые центры не страдают от нехватки покупателей, хоть добрая половина точек продажи строит закрытой. Посещаемость ТЦ и ТРК в последние дни только возросла, рассказал в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ руководитель направления исследования и консалтинга компании «Focus» Михаил Васильев.

По его мнению, несмотря на уход из России ряда брендов, сейчас еще рано говорить о «запустении» ТЦ. На прошлой неделе магазины только начали закрываться, а интерес горожан к точкам продажи еще достаточно велик, ведь новости о закрытии тех или иных магазинов только подстегивают покупателей приходить и тратить деньги.

«На новостях о том, что магазины будут закрываться, люди, наоборот, пошли в торговые центры и магазины, чтобы сделать какие-то покупки, которые они откладывали, или просто чтобы каким-то образом сохранить свои деньги. Это довольно классическая ситуация. Мы такое наблюдали уже раньше в различные кризисы», — отметил Васильев.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

По его словам, большую часть текущей недели посещаемость в петербургских ТЦ была немного выше, чем обычно. Причина этого — новости о закрытии определенных магазинов и о росте цен. Люди боялись, что сети уходят, и пошли покупать, пока еще можно успеть и пока цены не взлетели.

«Она [посещаемость] была ниже 2019 года, если рассматривать его как докризисную эталонную посещаемость, но в течение последней недели этот разрыв с 2019 годом немного сократился», — рассказал эксперт.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Международные бренды освободят до 50 % торговых площадей

Следом за всплеском ожидается спад посещаемости ТЦ. По мнению Васильева, когда иностранные магазины закроются, есть вероятность, что около 40–50 % площадей в крупных торговых центрах окажутся под замком, что пропорционально отразится на посещаемости.

Васильев отметил, что эти цифры примерные, из расчета того, что сейчас международные бренды, преимущественно из США и стран Европы, занимают в торговых центрах приблизительно половину площадей.

«Многие из них уже объявили о закрытии, и если это продолжится, то мы ожидаем до 40–50 % вакантных площадей в торговых центрах. Но при этом надо понимать, что это происходит в крупных объектах. В малых, как правило, районных торговых центрах, очень часто представлены российские товары. У них, возможно, не будет таких проблем», — предположил Васильев.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Оставшиеся магазины просят скидки на аренду

Покупатели не останутся без товара, ведь одних продавцов наверняка заменят другие. До тех пор торговые центры будут вынуждены сводить концы с концами. Васильев отметил, что сейчас на фоне закрытия части площадок многие из остающихся арендаторов просят скидки на арендную плату.

«Кто-то говорит: “Я готов работать просто на условиях оплаты коммуналки”. А кто-то говорит: “Дайте мне 50 % скидки”, и так далее. Разные прецеденты есть, но очень часто ретейлеры пользуются этой ситуацией вне зависимости от того, как они себя чувствуют на самом деле. Учитывая, что происходит негативная макроэкономическая ситуация, они приходят и говорят: “Ну, ребята, давайте скидки”», — рассказал о последних тенденциях сферы Васильев.

По словам эксперта, сейчас арендаторы оказываются в более выигрышной позиции, чем арендодатели. Торговые центры практически цепляются за тех, кто приносит им прибыль.

Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Свято место пусто не бывает

Как будет дальше развиваться экономическая ситуация — неизвестно. На данный момент сети магазинов розницы заявляют, что только приостанавливают свою деятельность, а не закрываются совсем. Некоторые уведомляют расстроенных покупателей, что закрытие временное, к примеру, на три месяца, но гарантий никто не дает.

Для покупателя это значит, что торговая точка закрылась на какой-то срок. Однако Васильев считает, что площади приостановивших деятельность магазинов долго пустовать не будут. Чтобы пространство хотя бы окупало свое содержание, нужен доход. Поэтому есть вероятность, что освободившееся пространство заполнят торговцы менее известных брендов.

«Так или иначе, они сейчас уходят. И на какой-то период, как минимум, пока они не вернутся, мы будем иметь определенный уровень вакантных площадей, который нужно будет заполнять сетями Юго-Восточной Азии, Турции, Китая, возможно», — объяснил эксперт.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Как будут заполнять вакантные площади

По мнению Васильева, скорость заполнения вакантных площадей будет зависеть от двух факторов. Один из них — как новые торговые сети смотрят на рынок России в текущих условиях. Инвестиционная привлекательность рынка, как отметил эксперт, очень важна при принятии решения о расширении или выходе на новые объемы продаж. Поэтому те же турецкие и китайские торговцы будут руководствоваться именно этим.

Второй фактор — активность девелоперов, игроков рынка и торговых центров. Васильев считает, что сейчас они начнут более энергично включатся в работу по поиску альтернатив ушедшим брендам.

Эксперты, к примеру, сейчас активно наблюдают за торговым опытом других стран, чтобы перенять его и адаптировать под местного покупателя. В Турции, к примеру, существует тенденция размещения на первых этажах торговых центров магазинов местных брендов. Пока никто не начал активно перенимать эти наработки, но рассматривают их в числе вариантов использования пространства.

«Экспертное сообщество все обсуждает, что делать, кто может занять эти площади, что делать в будущем, чтобы таких ситуаций избежать. Я не думаю, что сейчас кто-то начал уже вот так поступать, но обсуждается. И, конечно, какие-то решения будут приняты в этом направлении. Сейчас, мне кажется, рынок пока находится в состоянии неопределенности, но ситуация очень быстро меняется», — подчеркнул Васильев.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Новые проблемы — это хорошо забытые старые

Проблемы у ТЦ начались не две недели назад, а еще в пандемию коронавируса, отметил политолог, политтехнолог, директор Института современного государственного развития Петербурга Дмитрий Солонников. Причем одной из основных трудностей стало снижение покупательского спроса.

Свободные доходы домохозяйств снизились, что привело к росту цен даже на продукты первой необходимости. Как итог — семьи стали тратить на обязательные покупки больший процент своей зарплаты, чем раньше.

К тому же ситуацию усугубило снижение реальных доходов населения в связи с пандемией. В результате петербуржцы стали гораздо реже посещать торговые центры, что запустило процесс постепенного закрытия торговых точек.

Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Петербуржцы не останутся без товаров первой необходимости, но станут реже ходить по магазинам

Солонников подчеркнул, что сейчас закрываются прежде всего не те торговые точки, которые распространяют товары первой необходимости, а бьюти-сектор.

Причем отразится это на представителях среднего класса. Покупатели с высоким доходом ничего не потеряют. Даже когда вырастут цены, они не будут менять свои потребительские привычки.

«Люди, у которых было несколько десятков миллиардов долларов, а стало всего два-три, они сокращать свое личное потребление не будут никаким образом. Это колебания на уровне рейтинга Форбс. Чем они питались, тем и питаются. Какие услуги заказывали, такие и будут заказывать», — отметил Солонников.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

В то же время средний класс, сохраняя потребление на одном уровне, скорее всего, отложит покупки вне чек-листа с продуктами и лекарствами. Дорогие подарки, посещение косметических салонов, полное обновление гардероба, не говоря уже о предметах роскоши, — все эти покупки будут отложены на потом. В связи с этим магазины, нацеленные именно на средний класс, будут терять покупателей.

К тому же с уходом брендов остановилась работа по ряду контрактов, и предложений для покупателей стало меньше.

«Для того, чтобы построить новые логистические схемы привоза данных товаров, предположим, через Турцию, через страны Средней Азии, через страны южного Кавказа, просто новые маршруты проложить — нужно будет время. И, соответственно, время, чтобы наладить финансовый поток при тех санкциях, которые введены. И первое, и второе — это технические вопросы. Они не решаются по щелчку пальцев в один день, в одну неделю. Но они решены будут», — поделился мнением политолог.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

Торговля продолжит существовать

Эксперт отметил, что даже в сложнейшие 90-е годы доставка товаров из той же Турции была организована не лучшим образом, но все же организовывалась. То же самое, по его мнению, произойдет и сейчас. Петербуржцы не останутся без товаров или их аналогов, которые оказались под замком из-за санкций.

«Что-то восстановится, торговля продолжит существовать, но именно в тех объемах, которые будут соответствовать потребительскому спросу. А он тоже сократится, без сомнения. Поэтому баланс будет найден, после этого жизнь в новой “нормальности” будет восстановлена», — не сомневается Солонников.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

При этом, по мнению эксперта, петербуржцам рано ставить крест на магазинах, которые решили уйти с российского рынка. Рано или поздно они могут вернуться снова, но уже в измененном формате и под другой вывеской.

«Это будет что-то несколько иное. Ну, если работали магазины под западными брендами, которые теперь остановили все поставки к нам сюда, то, конечно, нет. Они в том виде, в котором работали, не вернутся. Но какая разница? Персонал тот же, торговые площади те же. Вывеску поменяют, будут продавать что-то другое. Не важно», — поделился мнением Дмитрий Солонников.
Свято место пусто не бывает: кто займет освободившиеся площади в ТЦ после ухода международных брендов

В отличие от магазинов одежды, фастфуд не смог закрыться в одночасье. НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали ранее, что отделения «Макдоналдса» в городе на Неве продолжили работу на следующий день после закрытия. В компании отметили, что сейчас работники распродают остатки продукции, ведь иначе продовольственные заготовки просто пропадут.