Среда, 17 августа 2022

19

Санкт-Петербург

ИСКУССТВО/ Интервью со скульптором ТАМАРОЙ ДМИТРИЕВОЙ

В 1983 году Тамара Викторовна Дмитриева была принята членом Ленинградского отделения Союза художников СССР. Скульптуры и монументы ее авторства украшают города бывшего СССР, а скульптурные портреты и миниатюры ценят не только в России, но и за рубежом. В преддверии новогодних праздников журналисту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ удалось пообщаться с Тамарой Дмитриевой в неповторимой атмосфере творческой мастерской скульптора и художника.

Обшарпанная деревянная дверь распахнулась, и я оказалась в уютном помещении, наполненном скульптурами, миниатюрами, эскизами, картинами – в мастерской Тамары Викторовны Дмитриевой, скульптора и художницы. Хозяйка мастерской приветливо улыбалась:

- Не стесняйся, проходи. Бери кекс, кофе. Как говорят, в гостях всегда нужно много есть: если ты у друга, он обрадуется, а если у врага, огорчится.

- Это, конечно, японцы. Можно считать чудом, что они на меня вышли. Япония придает большое значение укреплению дружбы с Россией, куда большее, чем Россия. Их заинтересовал исторический эпизод, с которого начались русско-японские отношения – встреча нашего Петра Рикорда, в будущем адмирала, и японского купца Токодая Кохэй. Если быть точными, это была не встреча, а пленение. Но потом они стали большими друзьями. Я сделала скульптуру. И японцам это так понравилось! Они ее скопировали в 2002 году и подарили Кронштадту. Мне присылали грамоты, благодарности, много высоких слов... Очень по-японски.

- Вы начинали творческий путь еще при Советском Союзе. Чем отличается зритель того времени от зрителя современного?

- Сейчас больше понимают. Люди как будто доросли до понимания, приобрели необходимые знания, культурный багаж. Даже в девяностые, когда я выставлялась, многие не чувствовали, не видели смысла моих работ. У нас как-то было собрание Союза художников, и один искусствовед заявил, что художники не откликаются на веяния времени. Я тогда не собиралась ничего говорить, но эта фраза меня очень возмутила. И я ответила: «Вы просто ничего не видите!» Потому что все было. Не только у меня, у многих.

А то, что мы в тетрадке расписывались, мне очень пригодилось. Сын недавно находил в интернете фотографию монумента Масловскому. Работа наша, а имена авторов – чужие. У меня и фотографии есть, как мы его делали, и благодарственные грамоты, и вот еще эта запись в тетрадке, как
доказательство.

- В 90-е годы, когда было трудно всем, как жилось и работалось художникам?

- Тоже было сложно. Не было денег, чтобы отливать скульптуры. Вот, например, работу «Карма» я выставляла в 1993-ем году в пластилине. Она очень тяжелая, и чтобы ее отформовать, много денег нужно. Еще я тогда шила кукол. Они у меня очень хорошо пошли, замечательно продавались, и процесс мне нравился. Но я от этого отказалась. Поняла, что меня затягивает, и прекратила. У меня бы совсем не осталось времени на искусство. И мастерская вся была в тряпках...

- Очень интересная история была, когда к нам в Союз художников пришла актриса Анна Алексахина. И мы должны были разными способами ее запечатлеть. Кто-то рисовал, а я, будучи скульптором, ее лепила. Принесла с собой шамот (вид глины – прим. автора) и стала делать портрет, как обычно. Но шамот был сырой, он все время падал, и вот один раз он у меня как-то так упал – и тут я увидела. Увидела вот эту античную маску. Алексахина ведь драматическая актриса, а у греков множество драм, трагедий. И, самое смешное, я пока лепила, вокруг меня был шум, все разговаривали, общались, а когда работа у меня упала, я вдруг слышу – тишина. Думаю, что такое? А они все вокруг меня стоят, смотрят: «Тамара, только не трогай! Не трогай!» Вот что значит –художники.

- Вы очень много времени уделяете работе. А как Вы отдыхаете?

- К Вам в мастерскую часто приходят гости?

- Да, очень. У меня есть знакомые искусствоведы, которые преподают, и они периодически собирают студентов, приводят их сюда. Я сама не преподаю и мастер-классов не провожу, только в них участвую. Но могу подготовить к поступлению. Недавно занималась с одной девочкой, она сейчас в Репина учится. Я вообще люблю гостей. Так интереснее.