Среда, 10 августа 2022

22

Санкт-Петербург

Петербург встречает солистов оперных театров мира

Вниманию петербургского зрителя представляется программа «Ромео и Джульетта», в которую войдут увертюры, арии и дуэты о любви из опер Доницетти, Верди, Гуно, Массне и других композиторов. На сцене прозвучат фрагменты из знаменитых опер «Манон», «Риголетто», «Вертер», «Любовный напиток». И, конечно же, хиты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», с ее коронным номером – дуэтом новобрачных «Ночь Гименея! О ночь святой любви!». Когда данная программа презентовалась в Париже, этот номер прервали овации зала, после чего исполнителям пришлось начать его сначала.

Предстоящий концерт – четвёртая программа международного проекта «Опера-гала. Солисты оперных театров мира в Санкт-Петербурге», с успехом стартовавшего в 2010 году первым в России совместным концертом Анны Нетребко и Эрвина Шротта.

Обладательница великолепного сопрано Юлия Новикова получила свои первые контракты в крупнейших театрах Германии в 2006 году, будучи еще студенткой Санкт-Петербургской консерватории. Далее последовали Венская, Берлинская, Гамбургская государственные оперы, оперные театры Вашингтона, Страсбурга, Штутгарта, Капитолия Тулузы, театры Колон и Елисейских полей; оперные фестивали в Зальцбурге, Квебеке и др.

В 2010 году Юлия пела Джильду в прямой трансляции уникального оперного телевизионного проекта «Риголетто» из Мантуи», осуществлявшегося в 138 странах мира в режиме реального времени. Спектаклем в постановке известного кинорежиссера Марко Беллоккьо дирижировал легендарный Зубин Мета, в заглавной партии выступил Пласидо Доминго. Партнерами Юлии были Себастьен Гез, Витторио Григоло, Нино Сургуладзе, Руджеро Раймонди. Вот что сказал Пласидо Доминго в 2010 году: «Юлия – восходящая звезда, превосходное сопрано с блистательным голосом, доказавшая свой талант в телевизионной постановке «Риголетто», которую мы сделали вместе. Работать с ней – абсолютное удовольствие, ведь она поет и играет на том уровне, который обычно можно встретить лишь у исполнителей с многолетним опытом».

После выдающегося исполнения партии Джильды в «Риголетто» Верди в Триесте итальянские критики отметили «блистательную интерпретацию образа чистой и невинной героини» (Trionfa al Verdi il Rigoletto di Mirabella, Trieste All News, 18 марта 2012 г.); «изящное, интонационно точнейшее, деликатное и невероятно нежное пение» (Trionfo di Rigoletto al Verdi di Trieste, Radio Punto Zero, 18 марта 2012 г.). «Превосходная интерпретация образа Джильды, – столь же прекрасная, как и ее вокальная техника» (о выступлении в Театре Верди, Stagione Lirica Teatro Verdi, Alberto Godas, 27 марта 2012). Когда Юлия стала участницей концерта победителей конкурса «Опералия» в Королевской опере в Лондоне, британские критики писали: «ранимость образа, близкая к магической, буквально завораживала зрителей» («The Independent», Jessica Dunchen, 26 июля 2012 г.). «Юлия Новикова усладила публику Джульеттой (Гуно) и Марией (Доницетти), но больше всего – Цербинеттой: колоратура, жемчужная, как сверкающее пикколо, фиоритуры, вибрировавшие в зале, и лёгкость, которая нас действительно заставила потерять дар речи. Только того слышно сердце, кто выкладывается до конца» (о выступлении в Берлинской Комической опере, Berliner Silvester – und Neujahrskonerte, Kultura, 2 января 2012 г.).

Юлия Новикова принимала участие в традиционном Рождественском концерте в Вене (2012) с партнерами – Петром Бечала, Софи Кош, Бо Сковхусом и Новогоднем концерте в Будапеште (2014) перед 13000 слушателей с партнером Андреасом Шагером. Творческими партнерами Юлии являются Пласидо Доминго, Джойс ДиДонато, Джозеф Калелья, Штефан Поп, Нина Штемме, Роландо Вильясон и др.

Юлия Новикова – победитель и лауреат нескольких международных конкурсов: Имени В.Стенхаммара (Норрчёпинг, Швеция, 2006), Музыкальный дебют и обладатель премии Э.Смолы (Ландау, Германия, 2008). На Международных конкурсах «Новые голоса» (Гютерсло, Германия, 2007) и в Женеве (2007) Юлия была удостоена первых призов и приза зрительских симпатий, «Опералия» (Будапешт, 2009) – первого приза и приза зрительских симпатий.

Юлия родилась в Санкт-Петербурге. Начала заниматься музыкой с 4-х лет, была участницей и солисткой Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга под руководством С. Грибкова, с отличием окончила Детскую музыкальную школу им. Глазунова (фортепиано и флейта). Профессиональный дебют Юлии Новиковой состоялся на сцене Мариинского театра в партии Флоры в опере Бриттена «Поворот винта» (дирижеры В. Гергиев и П. Смелков, 2006). Юлия с отличием окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу вокала (2006 г., класс народной артистки России, ведущей солистки Мариинского театра О. Кондиной). По словам Юлии, ее страстное увлечение пением началось еще в детстве, когда она выступала в хоре и была частой посетительницей Мариинского театра.

Критики отмечают мощный и живой голос Себастьена, его впечатляющий диапазон, кристальную чистоту его тембра и техническую безупречность, богатство динамических оттенков, эмоциональность и драматический талант. Они называют его «певцом на все
времена», что делает Себастьена настоящим героем вечера, где бы он ни выступал.

Партия Ромео в «Ромео и Джульетте» Гуно по праву считается одной из наиболее ярких в репертуаре певца. Как признаёт сам артист, эта опера была первой, которую он исполнил в консерватории и сразу же был ей очарован.

Несмотря на юный возраст, французский тенор Себастьен Гез уже завоевал широкую известность и международный успех благодаря блистательным выступлениям на лучших оперных и концертных сценах Италии, Бельгии, Германии, Нидерландов, Польши, Франции, Испании, Греции, Финляндии, Японии, США и др. в сотрудничестве с такими дирижерами и солистами, какРоберто Аланья, Пласидо Доминго, Зубин Мета, Карло Рицци, Джанандреа Нозеда и др.

В репертуаре певца – ведущие теноровые партии в операх Гуно («Фауст», «Ромео и Джульетта»), Пуччини («Богема», «Мадам Баттерфляй»), Верди («Травиата», «Риголетто»), Бизе, Доницетти (Любовный напиток»), Лало, Чайковского («Евгений Онегин»), опереттах Оффенбаха («Орфей в аду», «Перикола», «Великая герцогиня Герольштейнская»).

Себастьен Гез – лауреат многих международных конкурсов, среди которых Европейский вокальный конкурс в Арле (I премия, Франция, 2004), «Золотой голос» (звание «Серебряного голоса», Метц, Франция, 2003). Он был признан «Открытием в области оперного пения» Французской ассоциацией деятелей искусств ADAMI, «Открытием года» французской премии «Победители в области классической музыки» (2009), награжден «Премией зрительских симпатий» и Второй премией Международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (2006). Этот конкурс впоследствии сыграл важнейшую роль в становлении международной исполнительской карьеры певца.

Когда-то Себастьен изучению международного бизнеса предпочёл музыкальное образование, окончив с отличием вокальный факультет Парижской консерватории, став победителем и получив Премию жюри консерватории (2006).

Жан Феррандис (Jean Ferrandis), дирижер (США). Успешная международная карьера Жана Феррандиса, известного как солиста-флейтиста и дирижера, высоко оценена публикой и критиками всего мира. После исполнения Адажио из концерта Моцарта Леонард Бернстайн провозгласил Жана Феррандиса «истинным Паном» и написал новую каденцию в этом концерте специально для него.

Как дирижер и солист-инструменталист Жан Феррандис активно выступает в лучших концертных залах стран Европы, Азии и Северной Америки, принимает участие в международных фестивалях в Канаде, Швейцарии, Венгрии, Франции.

Как дирижер он выступал с «Виртуозами Москвы», Оркестром Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Вильнюсе, Симфоническим оркестром Тираны (Албания), Симфоническим оркестром Санта-Роза (Калифорния, США), с Камерным оркестром Св.Кристофера (Литва), с которым также записал флейтовые концерты К.Ф.Э. Баха.

Среди его творческих партнеров по камерному музицированию такие музыканты как А. Демаркет, И. Гилтис, Г. Кремер и др. Среди прочих записей – все флейтовые концерты Моцарта, сочинения Онеггера и д'Энди, сонаты Шуберта и др.

Жан Феррандис возглавляет камерный парижский оркестр «Edgede Ensemble de Paris».

Он окончил Лионскую консерваторию. Является лауреатом международных конкурсов в Праге, Мюнхене, Барселоне и Нью-Йорке.

Для справки: Национальный оперный центр (НОЦ) имеет большой опыт проведения масштабных мероприятий, направленных на популяризацию классического искусства. Наибольший отклик вызвали социально-просветительские фестивали. Прежде всего, это «Ночь музыки в Санкт-Петербурге», прошедшая 11 декабря 2010 г., с кульминационной программой «ОПЕРА-ГАЛА», когда состоялось первое в России совместное выступление Анны Нетребко и Эрвина Шротта, транслировавшееся из Театра консерватории в HD-формате в социальные и просветительские учреждения. 29-30 апреля 2011 г. НОЦ провел «Международный день танца в Санкт-Петербурге» с участием Ульяны Лопаткиной и более 40 коллективов разных жанров. Фестиваль проходил на различных площадках города, в том числе открытой площадке на площади Искусств. 10 декабря 2011 г. с успехом прошел второй ежегодный городской фестиваль «Ночь музыки в Санкт-Петербург», посвященный творчеству М.И. Глинки и возрождению традиций любительского музицирования и вокала. Зрителями и слушателями этих фестивалей стали более 85 000 человек, перед которыми выступили свыше 230 солистов и коллективов на более чем 270 городских площадках, большая часть которых была бесплатна для посещения публики.

В рамках Международного социально-просветительского проекта «Анна Нетребко – детям» и программы НОЦ «Музыка жизни» в Международный день музыки 1 октября 2011 г. впервые в Санкт-Петербурге был представлен единственный в мире клоун-дирижер из Королевства Норвегия Мелвин Тикс с «Концертом для клоуна с оркестром». А 15 декабря 2012 г. в рамках того же международного проекта и к 150-летию Петербургской консерватории, в Театре консерватории состоялось первое в России выступление единственной и неповторимой комической оперной дивы Натали Шокет из Канады. Она презентовала в Северной столице Мировую премьеру для детей – «Концерт для комического сопрано с оркестром» для детской и семейной аудитории, и «Предновогодний безумный вечер в опере, или Кто сказал, что опера – это скучно?» для молодёжи и взрослых.

Ко Дню рождения Санкт-Петербурга 23 мая 2012 г. Национальный оперный центр при поддержке Комитета по культуре представил новый для Большого зала филармонии Международный проект – «ОПЕРА-ГАЛА. Солисты оперных театров мира в Санкт-Петербурге». В этом концерте проекта, включённом в официальные мероприятия празднования Дня города, приняли участие солисты из ведущих театров Европы, Азии, Африки и России. Прозвучали фрагменты из популярных опер итальянских композиторов. Италия – родина оперы, поэтому программа концерта ко Дню рождения города символична. Ведь именно с Санкт-Петербургом связано возникновение классической оперы в России.

27 февраля 2013 года состоялся третий концерт международного проекта «ОПЕРА-ГАЛА. Солисты оперных театров мира в Санкт-Петербурге». С премьерой программы «Весенние голоса» выступила звезда мировой оперной сцены – выпускница Санкт-Петербургской консерватории Ольга Перетятько с творческим партнёром тенором Дмитрием Труновым.

Фото: julianovikova.com, sebastiengueze.com, cms.bsu.edu, fullerton.edu