Воскресенье, 14 августа 2022

24

Санкт-Петербург

Что готовит нам закон о социальном сопровождении граждан?

Злополучный закон «О социальном патронате» вызвал в обществе не просто волнения, а настоящий шторм. Размытость формулировок и неопределенность оснований, на которых семья признается находящейся в «социально-опасном положении», предоставляли прекрасную возможность для чиновничьего произвола и коррупции. Более того, современная правоприменительная практика позволяла фактически принудить семью к патронату. А значит, создать ненулевую вероятность того, что ребенок окажется в детдоме. Общество опасается, что может быть нарушена статья 7 Конституции РФ, регламентирующая Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

21 января закон был рассмотрен во втором чтении и отклонен. Казалось бы, вот и все, беспокоиться больше не о чем. Однако, пока внимание общественности было приковано к патронату, Госдума приняла закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который должен вступить в силу в январе 2015 года. И вновь родительские нервы натянулись до предела: что это – вариации на тему ювенальной юстиции или действительная попытка помочь людям преодолеть непростой жизненный период?

Если кратко, то суть нового закона в том, что семье, находящейся в кризисной ситуации (заметьте, уже не в «социально-опасной»), предлагается заключить договор с поставщиком социальных услуг, который поможет этой семье из создавшейся ситуации выбраться. Бесплатно социальные услуги предоставляются несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе вооруженных межнациональных и межэтнических конфликтов, а также тем, чей доход на момент обращения составляет не более 1,5 прожиточных минимумов. Все остальные вносят частичную или полную плату.

Договор подписывается по заявлению непосредственно самого нуждающегося в соцуслугах, его опекуна или законного представителя, а также любого сочувствующего гражданина, действующего в интересах нуждающегося. Кроме того, он заключается, если непосредственно в организацию, занимающуюся социальной поддержкой населения, обратится местное самоуправление, или какой-нибудь другой государственный орган, или общественные объединения. Однако, согласно статье 4, принятие соцуслуг является добровольным, и по статье 18 от них можно отказаться. Так что навязать что-либо вам никто не сможет. Скорее всего.

Теперь посмотрим, кто же, в соответствии с формулировкой в законе, попадает в категорию кризисных? Согласно статье 15, это безработные без средств к существованию, инвалиды, которые не могут самостоятельно за собой ухаживать, семьи с детьми-инвалидами, нуждающимися в дополнительном уходе, люди без определенного места жительства. Кроме того, кризисными считаются дети, испытывающие затруднение в социальной адаптации, и семьи, в которых присутствует конфликт – в том числе, если кто-то из членов семьи имеет игровую или наркозависимость, алкоголизм и психические проблемы.

И вот тут закон становится интересным. Понятие нормы социальной адаптации для детей не раскрывается, как нет и перечня «затруднений». Возникает вопрос: кто и по каким критериям оценивает, что является проблемой, а что нет?

Следующее, что вызывает недоумение, – пункт о конфликте в семье. Конечно, если установлен факт насилия или у кого-то серьезные проблемы с различными зависимостями, никаких сомнений – беда, надо помочь. Но немного смущает, что все эти частности идут после слов «в том числе». А если нет «в том числе», что считается конфликтом?..

«Закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» предполагает добровольное получение социальных услуг и социального сопровождения, – прокомментировала ситуацию Мария Дегтярева, координатор работы с кризисными семьями в региональном общественном движении «Петербургские родители». – В нем прописаны права получателей социальных услуг, включающие в себя, в том числе, отказ от них, и есть много положительных моментов – например, право выбора поставщика услуг и другое. В целом, прямой угрозы беспрепятственного отобрания ребенка из семьи закон, конечно, не несет. Последствия его принятия будут зависеть от способов его применения. Согласно закону, гражданин (или его законный представитель), признанный нуждающимся в социальном обслуживании, имеет право и обратиться за помощью, и отказаться от нее. Я бы не стала поддаваться панике относительно этого нормативного акта. Но всегда надо иметь в виду, что может возникнуть ситуация, когда есть риск отобрания ребенка, и сможет ли государство этому способствовать или препятствовать – зависит от конкретной ситуации. Именно поэтому я считаю, что семьи, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, должно поддерживать не только государство, но и общество».