Международная регата Tall Ship Race под патронажем президентов трех государств впервые проводится на Черном море и принимается российскими городами – Новороссийском и Сочи.
Из дневника члена экипажа парусника «Мир» Леонида Круглова:
«Команда парусника «Мир», как и «летящая» рядом «Надежда», если спала сегодня ночью, то стоя. До Новороссийска остается около
10 часов ночи! Очередной ночной аврал! И, наверное, самый тяжелый для курсантов за все время гонки… Только что был совершен поворот оверштаг. Это сложный маневр, с пересечением носом корабля линии встречного ветра и одновременным переносом всего парусного вооружения корабля «зеркально» к предыдущему положению. Недавно пришедшая на корабль команда курсантов еще не совершала таких маневров. 8 минут! Неплохой результат для первого раза! – считает капитан корабля Андрей Орлов».
Капитан легендарного парусника ответил на вопросы корреспондента НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.
- Андрей Валентинович, это был сложный переход для команды?
- Ну, для нас-то это обычное дело, в основном это для курсантов сложный переход, это их первые десять дней на судне. Мы двадцать ушаковцев взяли на борт в Новороссийске и вместе с ними стартовали, так что они, можно сказать, еще необстрелянные. А в регате любой нюанс может привести на первое место или откинуть на второе. У нас дистанция была
- Волновались за ребят?
- Ну конечно… Вот сейчас шли, ветер был
- Как курсанты себя показали в море?
- Я думаю, что вполне достойно. У них есть желание обучаться, они изучают снасти, такелаж – молодцы! Первый раз в этом году оверштаг выполняли: пересечение линии ветра судном. Этот маневр зависит от слаженности действий экипажа, конечно; ну и для первого раза – вполне прилично.
- На палубе во время вахты их обучает боцман, в аудитории им читают лекции учебный помощник и преподаватель.
- Сколько петербургских курсантов у вас в экипаже на этой регате?
- Где-то две трети, все студенты университета имени адмирала Макарова.
- Ожидаете ли новых практикантов из Крыма?
- Честно говоря, пока не знаю, своих бы обеспечить практикой в Питере у нас! Сейчас у нас два месяца проходили практику 35 курсантов новороссийской «мореходки» и 105 ростовской. Они сначала, видимо, не поняли, решили так прокатиться, как на яхте. Но иллюзии скоро рассеялись, через две-три недели все прошло, они стали понимать, что это для них надо в первую очередь, надо им, а не нам, мы-то давно уже в море ходим. Я думаю, что они с удовольствием отходили с нами два месяца и будут всю жизнь это вспоминать. Конечно, есть различия среди питерских курсантов и ростовских, новороссийских. Они в дисциплине, в отношении к работе. Но в море это все быстро выравнивается.
- Как Вы отбираете курсантов? Какие качества в человеке важны лично для Вас как для капитана?
- У нас есть отдел практики флота в университете, который этим занимается. Раньше, до объединения с Университетом водных коммуникаций, было, может быть, как-то попроще. Сейчас почти 20 тысяч народу обучается, но мы пока по-прежнему берем курсантов, которые были в «Макаровке», а студентов пока на борту не было. Лично для меня должна быть железная дисциплина, это главное для начала. Остальное приложится.
- Сейчас Вам предстоит еще переход в этапе гонки. Вы той же командой идете или берете новых курсантов?
- У нас еще человек 30-35 новых курсантов с Волжской «мореходки» сядет в Сочи и около 90 человек курсантов «Макаровки» будет, мы с ними пойдем на Констанцу.
- Во время длительных переходов чего больше всего не хватает на борту?
- Основное – это продукты и вода. В основном, продукты. Но 40 суток идти можем. Мы шли из Питера, как раз через 40 суток уже были в Сочи. Это вполне нормальный по длительности переход, правда, было прохладно, шторма встречные – тяжелый переход, но дошли нормально. Еще приятно после перехода погулять. Вот в Новороссийске приятно, что большое количество зелени, парков – мы-то постоянно только волны видим. Гуляем по земле, по паркам. Когда домой возвращаюсь, первым делом еду на дачу, на рыбалку, в лес, хоть по земле с людьми потоптаться.
- Когда вы вернетесь в Петербург?
- Здесь, на международной регате, чувствуете себя больше российским или петербургским судном?
- Конечно, российским. Тем более, мы тут в Новороссийске за эту зиму уже третий или четвертый раз, почти как дома.
- В международных регатах, в которых принимает участие экипаж, вас уважают?
- Конечно, нас вообще в Европе знают намного лучше, чем в Питере.
- Сегодняшние политические события влияют на отношение к вам в международных портах?
– Нет, в море совсем другая политика. Море есть море, мы все – одинаковые люди, все братья, можно сказать.
Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ