Понедельник, 08 августа 2022

15

Санкт-Петербург

Капитан парусника «Мир»: Икону Св. князя Владимира привезем на место Гангутского сражения, а затем в Петербург

Международная регата Tall Ship Race под патронажем президентов трех государств впервые проводится на Черном море и принимается российскими городами – Новороссийском и Сочи.

Из дневника члена экипажа парусника «Мир» Леонида Круглова:

«Команда парусника «Мир», как и «летящая» рядом «Надежда», если спала сегодня ночью, то стоя. До Новороссийска остается около 100 миль, и борьба между парусниками разворачивается нешуточная. Оба они лежат на правом боку, стараясь максимально круто идти к ветру. Третий день подряд они идут практически «нос к носу», применяют все мыслимые и немыслимые ухищрения, то выигрывая, то проигрывая друг другу одну-две мили гонки…<…>

10 часов ночи! Очередной ночной аврал! И, наверное, самый тяжелый для курсантов за все время гонки… Только что был совершен поворот оверштаг. Это сложный маневр, с пересечением носом корабля линии встречного ветра и одновременным переносом всего парусного вооружения корабля «зеркально» к предыдущему положению. Недавно пришедшая на корабль команда курсантов еще не совершала таких маневров. 8 минут! Неплохой результат для первого раза! – считает капитан корабля Андрей Орлов».


Капитан легендарного парусника ответил на вопросы корреспондента НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

- Андрей Валентинович, это был сложный переход для команды?

- Ну, для нас-то это обычное дело, в основном это для курсантов сложный переход, это их первые десять дней на судне. Мы двадцать ушаковцев взяли на борт в Новороссийске и вместе с ними стартовали, так что они, можно сказать, еще необстрелянные. А в регате любой нюанс может привести на первое место или откинуть на второе. У нас дистанция была 450 миль по прямой, но по прямой не получилось, прошли в два раза больше. На старте слабенький был ветерок, 3 узла. Потом вообще встали, и яхты ушли вперед. Потом чуть-чуть подуло – мы пошли в другую сторону совсем, в противоположную от финиша. Потом попутный ветер – все полетели вперед, мы ушли вперед – нас догнали. Потом они встали под берегом, потому что у них не было ветра, а мы были от берега буквально на 10 миль дальше, у нас ветерок пошел, мы вниз с «Надеждой» усвистали, а все остались у берега. Норд-ост нас настиг уже на подходе, у Туапсе когда мы были, тут и задуло, на финише. Мы финишировали и ушли в сторону Туапсе, там прекрасная погода была, солнце, тихо.

- Волновались за ребят?

- Ну конечно… Вот сейчас шли, ветер был 30 метров и крен градусов 25, не дай бог там бы что-то лопнуло, пришлось бы народ посылать наверх, остатки парусов укатывать. Но обошлось, на двух парусах только две дырки, пока наверху зашьют, а потом уже на длинном переходе снимут, зашьют покрепче.

- Как курсанты себя показали в море?

- Я думаю, что вполне достойно. У них есть желание обучаться, они изучают снасти, такелаж – молодцы! Первый раз в этом году оверштаг выполняли: пересечение линии ветра судном. Этот маневр зависит от слаженности действий экипажа, конечно; ну и для первого раза – вполне прилично.

- На палубе во время вахты их обучает боцман, в аудитории им читают лекции учебный помощник и преподаватель.

- Сколько петербургских курсантов у вас в экипаже на этой регате?

- Где-то две трети, все студенты университета имени адмирала Макарова.

- Ожидаете ли новых практикантов из Крыма?

- Честно говоря, пока не знаю, своих бы обеспечить практикой в Питере у нас! Сейчас у нас два месяца проходили практику 35 курсантов новороссийской «мореходки» и 105 ростовской. Они сначала, видимо, не поняли, решили так прокатиться, как на яхте. Но иллюзии скоро рассеялись, через две-три недели все прошло, они стали понимать, что это для них надо в первую очередь, надо им, а не нам, мы-то давно уже в море ходим. Я думаю, что они с удовольствием отходили с нами два месяца и будут всю жизнь это вспоминать. Конечно, есть различия среди питерских курсантов и ростовских, новороссийских. Они в дисциплине, в отношении к работе. Но в море это все быстро выравнивается.

- Как Вы отбираете курсантов? Какие качества в человеке важны лично для Вас как для капитана?

- У нас есть отдел практики флота в университете, который этим занимается. Раньше, до объединения с Университетом водных коммуникаций, было, может быть, как-то попроще. Сейчас почти 20 тысяч народу обучается, но мы пока по-прежнему берем курсантов, которые были в «Макаровке», а студентов пока на борту не было. Лично для меня должна быть железная дисциплина, это главное для начала. Остальное приложится.

- Сейчас Вам предстоит еще переход в этапе гонки. Вы той же командой идете или берете новых курсантов?

- У нас еще человек 30-35 новых курсантов с Волжской «мореходки» сядет в Сочи и около 90 человек курсантов «Макаровки» будет, мы с ними пойдем на Констанцу.

- Во время длительных переходов чего больше всего не хватает на борту?

- Основное – это продукты и вода. В основном, продукты. Но 40 суток идти можем. Мы шли из Питера, как раз через 40 суток уже были в Сочи. Это вполне нормальный по длительности переход, правда, было прохладно, шторма встречные – тяжелый переход, но дошли нормально. Еще приятно после перехода погулять. Вот в Новороссийске приятно, что большое количество зелени, парков – мы-то постоянно только волны видим. Гуляем по земле, по паркам. Когда домой возвращаюсь, первым делом еду на дачу, на рыбалку, в лес, хоть по земле с людьми потоптаться.

- Когда вы вернетесь в Петербург?

- Здесь, на международной регате, чувствуете себя больше российским или петербургским судном?

- Конечно, российским. Тем более, мы тут в Новороссийске за эту зиму уже третий или четвертый раз, почти как дома.

- В международных регатах, в которых принимает участие экипаж, вас уважают?

- Конечно, нас вообще в Европе знают намного лучше, чем в Питере.

- Сегодняшние политические события влияют на отношение к вам в международных портах?

Нет, в море совсем другая политика. Море есть море, мы все – одинаковые люди, все братья, можно сказать.

Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ