Антивандальные методы по-петербургски: копии вместо оригиналов и ужесточение наказания

25.08.2014 16:43 460
Петербург и его пригороды богаты на произведения искусства, которые находятся в свободном доступе. Это обходится скульптурам дорогой ценой.

Летний садСанкт-Петербург, 25 августа. Случаи вандализма по отношению к памятникам искусства, к сожалению, довольно часты, что приводит к большим финансовым тратам из городского бюджета. При этом, по мнению специалистов, избавиться от такого явления, как «вандализм», практически невозможно, сообщает корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ. Можно лишь принимать общие профилактические меры: устанавливать видеонаблюдение, усиливать штат охраны и заменять оригиналы скульптур копиями.

Петербург и его пригороды богаты на произведения искусства, которые не только хранятся в музеях, но и находятся в свободном доступе. Речь идет о скульптурах и архитектурных ансамблях, расположенных на улицах и в парках. Такая доступность обходится скульптурам дорогой ценой: стоимость реставрации только одной статуи, по оценкам экспертов, составляет свыше двух миллионов рублей. Последний случай вандализма произошел неделю назад в Гатчине, о чем уже сообщали НЕВСКИЕ НОВОСТИ. Тогда неизвестные сделали педикюр статуе «Мальчик Силен, или Молодой Сатир, играющий на дудочке», задействовав для своей неблагородной цели ярко-красный лак для ногтей.

«В данном случае был использован обыкновенный лак для ногтей, он проник в камень на два миллиметра, и мы уже выяснили, что снять его химическим способом не получится, он будет сниматься механическим путем. Опять же, скульптуры обрабатываются специальными препаратами, и снятие верхнего слоя приводит к тому, что скульптура начинает «цвести»: там начинают расти микроводоросли и появляться пятна», – рассказала главный хранитель парка государственного музея-заповедника «Гатчина» Анна Паркалова.

Она также пояснила, что в данном случае одна из организаций согласилась произвести реставрацию бесплатно, однако «речь идет о десятках и сотнях тысяч рублей». Причем, повреждена была копия, а реставрация оригинала стоила бы в разы больше.

Стоит отметить, что только в гатчинском парке «сатир» стал уже третьей статуей, поврежденной вандалами: так, ранее была сброшена с постамента статуя Марса, а прекрасную Афину дети разрисовали мелками. И эта проблема касается всех парков и всех скульптур, к которым есть свободный доступ.

Печально известен в этом плане Летний сад, где все оригинальные изваяния были заменены копиями. К такому решению администрация парка пришла вынужденно. Так, еще Петр I закупил комплект итальянской скульптуры, состоящий из 150 статуй, но уже к XX веку сохранилось лишь 54 из них. Как пояснила хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова, уничтожение культурных ценностей там началось уже в XVIII веке, то есть сразу после их установки.

«История скульптур в Летнем саду драматична. Был и педикюр… И вынимала я погашенный окурок из глазницы «Императора»… И печать на лоб статуе ставили», – говорит Хвостова, отмечая при этом, что портились статуи иногда и от неумелой реставрации.

Многие музейные работники уверены, что избежать актов вандализма полностью невозможно. Одним из лучших способов уберечь историческое и культурное наследие они считают замену оригиналов копиями.

«Копии – принятая в мире практика. Здесь дело не в менталитете, это распространено во всем мире. Вандалы они везде вандалы. И в Версале это копии, а кто хочет оценить оригиналы, то, пожалуйста, в Лувр, там скульптуры в оригинале», – аргументирует свою позицию представитель Музея городской скульптуры Юрий Пирютко. Впрочем, сейчас технологии позволяют воспроизводить копии, малоотличимые от оригинала и тоже с очень приличной стоимостью.

Добавим, что скульптуры страдают не только от направленного вандализма, но и от так называемых «неосознанных вандалов» – любителей потереть «счастливые места» на статуе и сфотографироваться, непременно взгромоздившись на памятник сверху. Вряд ли такой человек считает себя вандалом, при этом последствия его, казалось бы, незначительных действий катастрофичны: до грунта протирается позолота, ломаются хрупкие части.

Впрочем, музейщики уверены, что, как только наказание за вандализм станет более серьезным, а финансовая составляющая реставрации ляжет на плечи виновника, то фактов порчи памятников станет значительно меньше.

Текст: Любовь Лепшина

Фото: Степан Яцко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ (архив)

Читайте по теме:

Представитель ГМЗ «Гатчина»: Речи о том, чтобы сделать парк платным, пока не идет

Одной из скульптур ГМЗ «Гатчина» вандалы сделали педикюр

Новости партнеров: