Воскресенье, 25 сентября 2022

9

Санкт-Петербург

Искусствовед объяснила, как читать работы «тридцатилетних» в Русском музее

Экспозиция «Поколение тридцатилетних в современном искусстве» работает с 4 марта и ежедневно собирает большое количество зрителей. На ней представлены работы художников-миллениалов: Покраса Лампаса, Ирины Дрозд, Леры Нибиру, Миши Маркера, Павла Плетнева и других авторов.

В зале, где представлены картины, скульптуры, графика собираются гости разных возрастов, которые с любопытством осматривают произведения. Но современное искусство одновременно привлекает и отталкивает горожан. Эксперт-искусствовед, психолог Мария Ревякина рассказала в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ, как научиться принимать и понимать это творчество.

«Я считаю, что только время может проверить искусство на прочность. Нам сейчас сложно сказать о современном произведении, шедевр это или нет. Даже если художники были признаны при жизни, сложно сказать, останется ли это на века или это дань моде. Так было всегда. Современное искусство — это всегда поиск и, в какой-то степени, крик о помощи», — заявила Ревякина.

Истинный шедевр может существовать вне времени, все остальное существует только в период, отметила искусствовед. Также она подчеркнула, что знакомиться с работами современного искусства нужно обязательно. Миссия современного искусства — ломать драматическое мышление. Это очень важно для развития культуры, человека.

Экспозиция, которая сейчас представлена в музее, посвящена творчеству художников поколения тридцатилетних и построена в основном на материале петербургского искусства. Авторы проекта использовали понятие, связанное со сменой поколений: миллениалы. Это те, кто родился в период 1980-х - 1990-х годов.

В своих работах художники «поколения тридцатилетних» попыталась рассказать о всех волнующих темах. Через изваяния, рисунки они показывали свой индивидуальный опыт, делились страхами и фантазиями.

Ревякина уверена, что не обязательно быть знатоком искусства и в нем разбираться. Художественная работа — это средство коммуникации со зрителем. Палитра живописи гораздо богаче палитры языка.

«Человек мыслит образами, в первую очередь. Очень важно для посетителя выставки просто пообщаться наедине с произведением искусства и почувствовать. Отзывается что-то внутри или нет. Если увлекает, то можно углубиться, посмотреть, что это за направление, художник, его биография», — посоветовала психолог. 

Современное искусство во многом нацелено на эмоции, сказала Ревякина. Это особенно важно, ведь мы живем в век технологических перемен, уверена специалист.

«Психика человека часто сопротивляется переменам. Искусство часто отражает то, что происходит в обществе», — заключила искусствовед.