Шесть помещений в петербургском Мытном дворе, находящихся в ведении городских властей, выставят на продажу. Соответствующее распоряжение от 17 августа опубликовал комитет имущественных отношений (КИО). Площадь продаваемой части здания на Евгеньевской улице, 2, превышает 4 тысячи квадратных метров.
Тендер на выбор нового собственника объекта в центре Северной столицы пройдет в период с III квартала 2021-го по II квартал 2022 года. Почему Смольный продает часть здания и что может появиться на Мытном дворе, выяснили НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
История Мытного двора
Название происходит не от слова «мыть», а от старинного «мыт» — пошлина, которая собиралась с купцов за перевоз товаров из одной точки в другую, другими словами — таможенная пошлина. Раньше ее выплачивали натуральными продуктами, а с конца XVII века — деньгами. Как раз для сбора пошлины в начале XVIII века построили Мытный двор.
При первом деревянном дворе стояли торговые ряды для продажи конфискованных товаров. Корпуса здания поэтапно возводились с 1785 по 1879 год. Автором постройки в стиле эклектика изначально являлся Джованни Антонио Порто, создавший проекты главного корпуса Военно-медицинской академии на пересечении улиц Боткинской и Академика Лебедева, Монетного двора в Петропавловской крепости.
В начале XIX века здание перестроили по проекту архитектора Василия Стасова, а сейчас оно находится практически в аварийном состоянии. Общая площадь Мытного двора составляет около 8 тысяч квадратных метров.
Как уточняет телеканал «Санкт-Петербург», 16 лет назад Мытный двор, расположенный недалеко от Невского и Суворовского проспектов, внесли в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую ценность». От всего комплекса построек сохранились только два корпуса, которые продолжают разрушаться.
Почему ищут частного инвестора
Выставление недвижимости городом на торги — это один из способов пополнения бюджета. Более того, приведение в порядок исторических объектов властям не всегда по силам. Приватизированные культурные объекты приносят в казну дополнительные средства, которые можно направить на реализацию других проектов.
О процедуре торгов агентству рассказал генеральный директор компании «АВЕНТИН-Недвижимость» юрист Антон Баранов.
«Например, выставляется на торги объект, есть охранные обязательства. Охраняемый исторический памятник, его надо сохранить. Например, в бюджете нет денег на его реконструкцию и реставрацию. Продается с условием, что что-то должно быть восстановлено, а что-то — реконструировано или отреставрировано», — пояснил эксперт.
По мнению исполнительного директора некоммерческого партнерства «Российская гильдия управляющих и девелоперов» Елены Бодровой, инвесторы обычно бережнее относятся к историческим объектам.
«Я любые торги поддерживаю, потому что частный собственник всегда рачительнее, чем государство. Приватизация на торгах — это правильный процесс распоряжения госимуществом. Здание находится в заброшенном состоянии», — уточнила специалист.
Между тем в Петербурге были ситуации, заканчивавшиеся заведением уголовных дел из-за того, что новоиспеченные собственники не справились с обязательствами по сохранению памятников исторического значения. Например, прокуратура Курортного района заинтересовалась владельцем дачи Кривдиной за нарушение требований сохранения памятника зодчества. В конце мая следователи предъявили обвинение совладельцу крупного петербургского холдинга «Адамант» из-за разрушения исторического здания дома Черкасского (Риттера) на Университетской набережной.
Поэтому президент Российской гильдии риелторов, вице-президент Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Горский считает, что администрация в отношении Мытного двора пошла «очень правильным путем».
«Город понял, что самый эффективный собственник — это инвестор, частный собственник. Объекты, которые он не может развивать, он передает частным владельцам, которые делают достаточно интересные проекты», — пояснил он.
Охранные обязательства инвестора
Право собственности обычно переходит из рук в руки без изменения охранных обязательств, которые подразумевают заботу об историческом здании или каких-то его элементах.
«В процедуре торгов всегда указывается, что за объект, какие обременения. Если правильно организованы торги, то там обязательно указано — охранные обязательства по сохранению», — рассказал Баранов.
Что будет в Мытном дворе
Благодаря расположению Мытного двора инвестиции в его восстановление могут довольно быстро окупиться. Елена Бодрова считает, что в городе не хватает гостиниц и хостелов, которые, по ее мнению, являются самой привлекательной идеей для любого девелопера.
«Если это общественно-деловая стройка, там может реконструироваться под торговый центр, гостиницы разного формата либо офисы. У нас запрос сейчас на все эти функции — они в городе востребованы особенно с переездом „Газпрома“», — уточнила эксперт.
Президент гильдии риелторов предположил, что Мытный двор может стать многофункциональным центром в Петербурге.
«Типичный стрит-ретейл, там может быть какая-то торговля, то есть это может быть небольшой такой менее функциональный центр. Отель — вряд ли», — считает Горский.
Когда в казну от продажи Мытного двора поступят дополнительные деньги, а новый владелец объекта удачно для себя инвестирует, то сделка принесет пользу городу, и еще одно историческое здание будет сохранено.
После объявления о предстоящей продаже Мытного двора эксперты выдвигали различные варианты того, что может появиться в его отреставрированных помещениях, писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.