Среда, 05 октября 2022

7

Санкт-Петербург

«Кто мог отвалиться, отвалились»: как торговые сети Петербурга выживали в 2021 году

Новый магазин IKEA Сити появится в ТРК «Европолис» во второй половине 2023 года. Переговоры длились год, договор подписали во вторник, 28 декабря. Событие стало одним из крупнейших за прошедший год в ретейле. Что еще примечательного произошло в отрасли за минувшие 12 месяцев, НЕВСКИЕ НОВОСТИ обсудили с сооснователем и управляющим партнером Даниилом Сомовым.

Специалист рассказал, что серьезные потрясения в 2021-м не коснулись ретейла Петербурга. Никто в этом году из знаковых игроков не покинул рынок.

«Это, наверное, первое наше достижение. Потому что до этого, помните? Потрясали нас и Семья,  и Spar от Интерторга, и Полушка. Сети закрывались, в общем, много кого мы уже и не вспомним. В этом году уже не было таких историй, видимо, все, кто мог отвалиться с рынка, отвалились раньше», — поделился специалист.

Главной тенденцией уходящего года стал стремительный рост доставки. Работать в таком формате стали практически все сетевые магазины.

«Доставляют продукты питания и Пятерочка, и Магнит. Что уж говорить об остальных? В общем-то, наверное, уже все доставляют продукты. Сервис по доставке продуктов питания значительно улучшился, ускорились сроки обработки заказов, улучшились условия и так далее. Вкусвилл, например, запустил круглосуточную доставку. Эта доставка на шаг впереди других сервисов. В целом есть рост в деньгах — рынок розничной торговли вырос, он распределяется в пользу онлайн-заказов и в пользу доставки. То есть, идет приток клиентов из магазинов в приложения», — рассказал Даниил Сомов.

Убытки в 2021 году потерпел непродовольственный ретейл, который расположен на территории торговых центров. Им, в отличие от продуктовых магазинов, не разрешали работать из-за действия ковид-ограничений.

«Все одежные форматы, все фуд-корты — они, конечно, в этом году нахлебались, потому что им доставка никак не компенсирует оффлайн-продажи в мирное время. В такие моменты увеличивается продажа продуктовых ретейлеров, потому что люди больше дома находятся. Локдаун — всегда хорошо для доставки, чем меньше работают в оффлайн, тем для доставки все лучше. Поэтому продуктовые выиграли, а фуд-корты и одежный ретейл, конечно, в этом году продолжает страдать», — поделился эксперт.

Исключением стал как раз магазин IKEA, сумевший в конце года даже договориться о расширении сети. По словам Даниила Сомова, все дело в том, что это очень сильный бренд. IKEA играет на руку заработанная популярность, она дает задел на успех для магазинов.

«Они могут себе позволить все, что угодно, даже не очень качественный сервис доставки, но при этом там толпы народа», — сообщил сооснователь и управляющий партнер RETAILER.ru.

 

Даниил Сомов сделал и прогноз для сферы на будущий год. По мнению специалиста, в 2022-м продолжится тенденция по развитию доставки.

«Доставка будет повышаться, становиться все более привычной для горожан, все больше людей будут доставкой пользоваться. Например, еще года два назад задумывались — вдруг там что-то положат не то, что нужно, не тех сроков годности, не той свежести, не такое красивое, как бы мы сами выбрали. Сейчас такое нас уже не пугает, стоило какой-то опыт по доставке получить, и уже все в этом смысле наладилось», — поделился эксперт.

Серьезных потрясений на рынке специалист не предвидит и в 2022 году. Даже если действующие ограничения из-за ковида продолжат действовать, то представители отрасли уже к ним привыкли, это поможет справиться. Процент доставок будет расти.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что известно о новом складе Ozon, который появится под Петербургом. Площадь нового терминала составит 135 тыс. квадратных метров, а сделка обойдется в 6,7–7 млрд рублей.