Среда, 28 сентября 2022

10

Санкт-Петербург

«Патриарх советского кино»: скончался режиссер уникальных оперных фильмов Владимир Гориккер

Советский и российский кинорежиссер Владимир Гориккер скончался на 97-м году жизни. Постановщик был создателем уникальных жанров, его работы много раз были отмечены коллегами на международных фестивалях в Бергамо и Салерно.

О смерти Гориккера сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на сына режиссера Владимира Смелкова. В 2022 году Владимир Михайлович должен был отметить 97-летие.

Выдающийся деятель искусств происходил из семьи изобретателя Михаила Гориккера. До начала большого пути в кинематографии Гориккер выступал на детских творческих вечерах как конферансье и чтец. Юность он провел в активно гастролировавшей концертной бригаде. Однако в большие планы юноши вмешались эвакуация и война. Владимир Михайлович отправился на фронт, где служил в бронетанковых войсках.

Владимир Гориккер — выпускник ГИТИСа. Изначально будущий режиссер планировал пойти в артисты, однако режиссура увлекала его больше. Горрикер обладал уникальным опытом работы в драматических театрах и на съемочной площадке. В течение трех лет с 1953 по 1956 год ставил музыкальные спектакли в Киеве и Одессе.

В 1950-х годах Гориккер снял дебютный музыкальный фильм «Соната Бетховена». Успех картины сподвиг Гориккера набраться опыта в качестве кинематографиста. На Высших режиссерских курсах он обучался мастерству у Михаила Ромма и Ивана Пырьева. Позднее Горрикер нашел себя в кино-операх по мотивам классических произведений: как режиссер и сценарист он создал картины «Каменный гость», «Иоланта». «Царская невеста» и др.

Гориккер снимал не только оперные, но и игровые фильмы с обилием музыки, к примеру, «Осенние колокола» и «Серебряное ревю». После распада СССР постановщик продолжил создавать ленты по собственным сценариям, стал руководителем студии «Кино и музыка». В киношедеврах мастера снимались выдающиеся артисты советского кино: от Иннокентия Смоктуновского до Владимира Басова. Их голоса дублировались оперными исполнителями в сценах со сложнейшими певческими партиями. Звезд экрана привлекал стиль работы Горрикера, предпочитавшего снимать в натуральных декорациях на фоне старинных замков и живой природы. Это отличало его постановки от других фильмов, созданных по лекалам телеспектакля. Артисты не держали зла на мэтра за его решение «заменить» их голоса на оперные, поскольку понимали, насколько им не хватает музыкальной подготовки. За долголетие, упорство, трудолюбие и трепетное отношение к коллегам Гориккера окрестили «патриархом советского кино».