Пятница, 02 декабря 2022
-8

Санкт-Петербург

Обновленная «Фрунзенская» и снос «Ленэкспо»: градсовет обсудил три важных проекта

В Петербурге вечером 14 января прошло заседание градостроительного совета при городском правительстве. В ходе него экспертное сообщество обсудило три важных проекта — обновленный вестибюль станции метро «Фрунзенская», жилой комплекс «Морская резиденция» на месте павильонов «Ленэкспо», а также облик многоквартирных жилых домов на Большом Сампсониевском проспекте, 32. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ внимательно следил за дискуссией.

«Цветочный киоск»

Первым делом совет обсудил архитектурно-градостроительный облик вестибюля станции метро «Фрунзенская». Его хотят полностью реконструировать с заменой эскалаторов и созданием Единого диспетчерского центра метрополитена. Заказчиком работ выступает непосредственно петербургская подземка.

На сегодняшнем заседании проектировщики, среди которых значатся ООО «Единые Системные Технологии» и ООО «Архитектурное бюро А.С.+», представили обновленный проект вестибюля. Дорабатывать его пришлось потому, что градсовет уже рассматривал предложения авторов в сентябре 2021 года, и сделал ряд замечаний. Проектировщик их проработал и представил на суд экспертов новый вариант вестибюля.

Среди претензий градсовета было малое количество пешеходных подходов к станции метро. В итоге авторы проекта увеличили долю мощения с северной стороны здания, а также площадь зеленых насаждений.

Из первоначального проекта сооружения убрали витражи, поменяв их на окна. Помимо этого, проектировщики отказались от небольшого тамбура с южной стороны здания.

Фасад стал представлять собой несколько модулей из нескольких видов камня. До этого он был однотонным. На лестничной клетке сбоку появились небольшие окна.

Кроме этого, проектировщики отказались от подсветки в стилистике метрополитена. Как пояснил один из авторов, ее поменяли на теплую подсветку декоративной стенки (так называемого аттика).

По словам рецензента проекта, члена градсовета Михаила Мамошина, разработчики учли все замечания. По его словам, здание теперь перестало быть «чересчур монументальным», и органично вписалось в структуру Московского проспекта.

«Уже сегодня видна некая павильонность. Как павильон, цветочный киоск будет выглядеть метро Фрунзенская, и появление такого объекта продиктовано веянием времени», — отметил архитектор.

Некоторые участники дискуссии выразили опасения, что здания делают таким большим, чтобы в будущем разместить в нем бизнес-центр. Однако авторы проекта это отрицают, отмечая, что столь объемным здание нужно построить для размещения технологических помещений Единого диспетчерского центра.

В то же время по сути новый проект станции оказался лишь слегка переделанной копией предшественника. Да и в целом нынешняя концепция устраивает далеко не всех. Петербургский архитектор Никита Явейн подчеркивал, что будущее здание из-за своих масштабов будет больше походить на центр управления полетами. После того, как «Фрунзенскую» слегка перерисовали, высота станции не особенно изменилась.

Помимо этого, из-за строительства нового здания Петербург потеряет уникальные вестибюли, которые являются памятниками своей эпохи. Объект представляет собой пример сдержанного модернизма — по-своему стильных вестибюлей 1960-х годов, которых осталось немного.

Нужно сохранить павильон № 9

Вслед за обновленной «Фрунзенской» градсовет рассмотрел архитектурно-градостроительный облик многофункционального жилого комплекса «Морская резиденция» на Большом проспекте Васильевского острова. Первую очередь этого проекта рассмотрели на Градсовете в 2018 году, а на сегодняшнем заседании изучили вторую очередь.

Заказчиком проекта выступает ООО «УК «МЕРКУРИ КЭПИТАЛ ТРАСТ», а его автором — ООО «Архитектурное бюро “Литейная часть 91”». На территории, где планируется построить жилой комплекс с апарт-отелем, располагаются павильоны «Ленэкспо». Сейчас там разместили временный госпиталь для больных ковидом.

По словам участников дискуссии, все транспортные нагрузки новый ЖК будет принимать с Наличной улицы, где сделают большой карман.

По мнению ряда экспертов, авторам проекта необходимо проработать вопрос о сохранении нескольких исторических объектов.

«Имело бы смысл сохранить комплекс № 9 Ленэкспо. Это вносило бы живость композиции, силуэт, преодолевало бы некую монотонность. Могло быть приспособлено под тот же самый детский сад», — отметил архитектор Феликс Буянов.

С ним согласился заместитель генерального директора по градостроительной деятельности ООО «Институт территориального развития» Владимир Аврутин. Однако он считает, что под детский сад или школу здание использовать не очень целесообразно, поскольку для этого надо менять проект планировки территории (ППТ).

Спор из-за собора и памятника

Под конец совет рассмотрел архитектурно-градостроительный облик многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями, встроенным ДОУ (дошкольным образовательным учреждением) и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на Большом Сампсониевском, д. 32. Заказчиком проекта выступает ООО «СЗ «ЛЕГЕНДА САМПСОНИЕВСКОГО», а проектировщиком — ООО «Евгений Герасимов и партнеры».

Рядом с местом, где планирует построить новый жилой комплекс, находятся два представляющих историческую и культурную ценность объекта. Во-первых, это типовой памятник Петру Первому. Правда, когда-то он был утрачен, и его восстановили в 2003 году. Напротив памятника располагается Сампсониевский собор. Проект должен гармонировать с ними.

У членов градсовета после представления проекта возник ряд вопросов к его авторам. Среди них было отсутствие пожарного проезда в одном из корпусов, а также близость к находящемуся рядом производственному зданию

Но больше всего замечаний вызвало соседство с собором и памятником. Заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПиК Александр Кононов, например, спросил о соотношении высот между проектируемым комплексом, зданием и колокольней собора. Архитектор Владимир Линов назвал проект «убедительным решением», однако отметил «серость фасадов по применяемым материалам».

Таким образом, главным событием дискуссии стало представление нового облика станции метро «Фрунзенская» с Единым диспетчерским центром. Однако основной вопрос состоит в том, в течение какого времени ее будут реконструировать. Медленные темпы строительства подземки давно стали проблемой Петербурга, а при нынешней городской администрации во главе с губернатором Александром Бегловым появление новых станций смотрится совсем туманной перспективой.