Возврат программы утилизации автотранспорта воодушевления среди экспертов не вызвал

28.08.2014 13:57 715
Программа утилизации старого автотранспорта, уже однажды использовавшаяся в качестве меры поддержки российского автомобильного рынка, вновь будет запущена с сентября этого года и продлится до 31 декабря.

Санкт-Петербург, 28 августа. Программа утилизации старого автотранспорта, уже однажды использовавшаяся в качестве меры поддержки российского автомобильного рынка, вновь будет запущена с сентября этого года и продлится до 31 декабря. Об этом сегодня сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Денег на реализацию программы выделено в объеме 10 млрд рублей, а условия, по сравнению с прежними, значительно улучшились. Впрочем, приведет ли введение подобных мер к изменению ситуации на стремительно увядающем российском авторынке, еще неизвестно. Петербургские эксперты, во всяком случае, демонстрировать восторг по поводу реанимации старой программы не спешат.

Как заявил на заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, Минпромторг РФ предлагает правительству реализовать программу по поддержке автопрома с сентября до конца текущего года при условии сдачи старой машины на утилизацию. В рамках программы предполагается реализовать автомобили разных классов, от легковых седанов до внедорожников и даже коммерческих автомобилей –  всего более 170 тыс. машин. Причем, по условиям нынешней программы, сдача автомобиля для получения для покупки нового автомобиля может осуществляться, если автомобиль достиг возраста 6 лет. Напомним, в прошлый раз речь шла о машинах старше 10-ти лет. Также значения не имеет, какую именно машину по классу сдаешь, и какую приобретаешь новую.

Компенсация на приобретение новой машины, произведенной в РФ, взамен утилизированного старого авто составит до 40 тысяч рублей, а по системе «трейд-ин» скидка может быть от 40 до 300 тысяч.

Тем, кто польстится на предлагаемый вариант, придется поторопиться. Программа, по словам ее инициаторов, будет реализовываться с сентября по декабрь. Впрочем, автоэксперты видят и другое развитие событий. «Трехмесячный срок заявлен для того, чтобы побудить людей быстрее принимать решение, а в реальности, я думаю, этот срок будет продлен. Моя оценка – процентов 90, что он будет продлен», – рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ председатель городского автоклуба «А24» Денис Шубин.

Но вот уверенности в действенности программы утилизации у эксперта нет. Точнее, в действенности механизма непосредственно в нынешних российских условиях. «Сам механизм действенный, он применяется во всем мире, и Германия, с виду благополучная, тоже его использует. Вопрос состоит в том, что у нас с момента вступления первой программы утилизации автомобилизация шагнула дальше. То есть, в переводе на русский, все, кто хотел и мог купить машину, уже купил ее, – поделился своими соображениями Денис Шубин. – Все, кто мог, уже купил. Теперь встает вопрос только замены. Если в первую волну утилизации все брали, скажем, брошенные «ведра» и шли покупать в кредит «жигули» или дешевые «солярисы», то эти люди сейчас все еще на машинах». То есть, по словам эксперта, если раньше был мотив в принципе купить машину, то сейчас придется убеждать в необходимости покупки тех, у кого машина старая, но эксплуатируемая.

Того же мнения придерживается Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»: ««Мне кажется, что уже достаточно долго действовала старая программа, чтобы все, кто хотели поменять свой старый автомобиль, уже его поменяли. То есть, просто нет уже у нас стольких старых автомобилей. Такая программа уже поработала. Надо все-таки продумать какие-то другие меры поддержки производства».

Новую программу эксперты считают более-менее действенной только в отношении отечественного автопрома, производителей отечественных автомобилей. «Это очередная поддержка отечественного производства», – уверен Александр Холодов. Проблем падения рынка в целом, а также проблем производителей иномарок на территории РФ программа, конечно, не решит. «Способ в чем-то действенный: по крайней мере, когда стоял вопрос спасения АвтоВАЗа и ГАЗа, он свою роль сыграл серьезно, – говорит Александр Холодов. – Для нижнего ценового сегмента он еще сможет послужить. Грубо говоря, это «Жигули» на «Жигули». Но я не думаю, что это как-то серьезно изменит ситуацию с отовариванием автомобилей стоимостью в районе 700 тысяч, а это сейчас средняя цена покупаемой машины, по крайней мере, в крупных городах». С иномарками, которые собираются на территории России, по словам эксперта, внедрение программы утилизации не даст серьезного увеличения продаж, потому что «при цене автомобиля за 700 тыс. рублей, 50 тыс. рублей – это не решающий фактор». Впрочем, склады АвтоВАЗа, прогнозирует Холодов, постепенно опустеют.

Михаил Шевельков, независимый эксперт, в прошлом исполнительный директор «Аларм – Моторс», уверенно констатирует спад продаж на отечественном авторынке. По его словам, программа утилизации, сыгравшая хорошо в прошлом, теперь вряд ли сильно изменит ситуацию. В этом он согласен со своими коллегами. «В прошлый раз, когда эта программа была запущена, эффект был. С учетом предложения «50 тысяч за старую машину», который некоторое использовали как первоначальный взнос, с учетом кредита, люди могли купить какую-нибудь недорогую иномарку, – говорит Михаил Шевельков. – Чтобы оценить потенциальную эффективность новой программы, нужна статистика, сколько машин старых осталось. Два года тому назад желающие воспользовались таким предложением. Сколько еще старых машин осталось? По Питеру эта статистика, наверное, не очень позитивная».

Дать оценку эффективности введения данной меры, по убеждению Шевелькова, сложно, это «практически гадание на кофейной гуще». Надеется на улучшение ситуации, но не строит радужных прогнозов для российских заводов и автоэксперт Денис Шубин: «Сейчас я не берусь прогнозировать ситуацию – например, сейчас вереницей пошли банкротства компаний, которые выживали в надежде на лучшее. Надежды эти кончились. Крах турбизнеса – яркое тому подтверждение».

Текст: Юлия Медведева
Фото: airslon.livejournal.com

Новости партнеров: