Суббота, 25 июня 2022

15

Санкт-Петербург

«Велосипедный кризис» накрутит цены на доставку еды в Петербурге

Статьи
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Велотехника и комплектующие становятся дороже, и эта проблема затрагивает интересы людей не только спортивного склада. Двухколесный транспорт давно стал неотъемлемым элементом городской логистики. НЕВСКИЕ НОВОСТИ разбирались, что будет с ценами на доставку и зарплатами курьеров.

«Велосипедный кризис» накрутит цены на доставку еды в Петербурге

За последние пару лет на улицах Петербурга, как и других мегаполисов, появилось множество курьеров на велосипедах. В значительной степени именно пандемия коронавируса поспособствовала существенному рывку в росте потребностей в курьерских услугах. В момент спада экономики в 2022 году ожидается снижение спроса на доставку: люди попросту начинают ужимать свои расходы и ходить в магазины самостоятельно.

Но не только это кардинальным образом может изменить жизнь курьеров — подорожание велосипедов и комплектующих соответствующим образом повлияет на аренду, а именно такой способ часто выбирают доставщики при трудоустройстве. Как правило, велосипед — собственность сервиса, и уже на взятом напрокат велосипеде курьер может работать и развозить заказы. Взять в аренду двухколесную технику по прежней цене пока еще можно, но очевидно, что цены будут только расти.

«Велосипедный кризис» накрутит цены на доставку еды в Петербурге

Вырастут ли цены на доставку?

Многочисленные потребители, заказывающие еду и товары курьерской доставкой, столкнутся с повышением расценок на этот вид услуг, рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Иван Ермалицкий, директор управления транспортными ресурсами логистической компании ПЭК.

«Мы прогнозируем увеличение стоимости курьерской доставки как автотранспортом, так и, например, на велосипедах. И связываем наш прогноз с ростом цен на комплектующие и автозапчасти на 15–100 % в зависимости от категории. В условиях санкций из-за разрыва цепей поставок на рынке сформировалась проблема с закупкой расходников. С учетом роста операционных расходов, бизнес может отказаться от бесплатной доставки без верхнего чека, когда покупатель заказывает только один товар и его привозят через 15–20 минут. Современные реалии, по нашему мнению, ограничивают возможность миллионных инвестиций в “последнюю милю”», – добавил Иван Ермалицкий.

Эксперт уточнил, что сегодня себестоимость курьерской доставки на велосипеде составляет в среднем 142 руб. В день один курьер обрабатывает 25–30 заказов в радиусе 3–4 км. Таким образом, себестоимость доставки за 12 часов работы курьера составляет 4 тыс. 260 руб. без учета заработной платы. Чтобы инвестиции окупились, есть только один путь — поднятие цен на услуги. Чтобы полностью не перекладывать на покупателя рост себестоимости доставки, компании могут использовать инструменты автоматизации и увеличивать точки доставки на одного курьера, сокращая трудозатраты и увеличивая скорость работы.

«Велосипедный кризис» накрутит цены на доставку еды в Петербурге

В крупнейших сервисах по доставке еды и продуктов — самого популярного сегмента в доставке — не разделяют пессимизма логистических компаний. В пресс-службе фудтеха «Яндекс Go» НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказали, что в сервисах «Еда» и «Лавка» применяется динамическая цена доставки, она зависит от дальности заказа и спроса. А способ — пешим курьером или на велосипеде — не влияет на ее стоимость для пользователя. В компании уже разрабатывают меры для поддержки представителей востребованной профессии в период снижения покупательской способности.

«Велокурьеры могут использовать свой собственный транспорт, или взять велосипед в курьерском хабе или на “Лавке”. Для велокурьеров мы также прорабатываем вместе с партнерами различные специальные акции и скидки, например, на аренду элекровелосипедов или ремонт. В наших сервисах также есть программа заботы о курьерах, которую мы последовательно развиваем. Все курьеры-партнеры бесплатно застрахованы на активных слотах на сумму до 2 млн рублей, есть программа компенсации обедов в ресторанах, мы финансируем открытие зон отдыха для курьеров. Если говорить об условиях, то в марте количество заказов в час на одного курьера в среднем такое же, как и в феврале в период высокого спроса. Доход курьеров также находится на февральском уровне»,уточнили в фудтехе «Яндекс Go».
«Велосипедный кризис» накрутит цены на доставку еды в Петербурге

Также оптимистично оценивают ситуацию и в Delivery Club. В пресс-центре компании НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказали: курьеры, сотрудничающие с сервисом, сами выбирают, как работать: пешком, на велосипеде или на самокате.

«Двухколесный транспорт позволяет выполнять больше заказов, поэтому курьеры, как правило, используют его. Велокурьеры покупают технику самостоятельно, сервис ее не предоставляет. Однако мы договариваемся о скидках с магазинами, сервисами и службами проката. Количество партнеров, которые готовы сделать скидки курьерами постоянно растет, мы развиваем это направление, чтобы у сотрудников было больше возможностей»,добавили в Delivery Club.

Велосипедный кризис

Курьерам, покупающим велосипеды самостоятельно, нужно заранее побеспокоиться о ремонте и дефицитных запчастях, об этом НЕВСКИЕ НОВОСТИ уже писали ранее. Руководитель петербургского клуба «Велосоюз» Михаил Ермолаев рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что из-за сложившейся ситуации с новыми поставками потребители, в том числе и курьеры, будут больше обращать внимание на поиск запчастей на «Авито», скорее всего, это будут детали, бывшие в употреблении, что может заметно сказаться на качестве услуг доставки.

«Велосипедный кризис» накрутит цены на доставку еды в Петербурге
«Следует искать остатки нужных запчастей в небольших, не сетевых веломагазинах. Также можно поспрашивать у друзей, единомышленников, где они закупаются. Думаю, этот год надо переждать и менять запчасти только из-за необходимого ремонта. Возможно, параллельный импорт, о котором сейчас активно ведутся разговоры в правительстве, сможет улучшить ситуацию. Но произойдет это не раньше, чем через 5–6 месяцев, когда заново выстроятся и эффективно заработают новые логистические цепочки», — считает Михаил Ермолаев.

Стоит быть готовыми к повышению стоимости аренды велосипедов. Причем не только курьерам, но и остальным жителям города. Генеральный директор велошеринга SmartBike Руслан Каврюков рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что в компании уже ожидают появления сложностей, но постараются сделать все возможное для сдерживания тарифов.

«Мы планируем активно начать сезон в первых числах апреля, ориентируясь на погоду. Запустим основную массу, и там посмотрим, что будет. Мы постараемся остаться в тех тарифах, которые были в прошлом году. Мы работаем над этим, ищем варианты, несмотря на то, что есть большие проблемы, например, с запчастями и логистикой. Ситуация действительно непростая. Сейчас самое время вспомнить о мерах поддержки городского велопроката, которые действовали раньше в Петербурге и есть в других городах России. Без подобной поддержки сложно будет работать и развиваться дальше, сдерживая цены. Велосипед, на наш взгляд и по мнению ассамблеи ООН, может не только помочь городу в решении транспортных задач, но и поддержать людей»,рассказал о планах руководитель фирмы проката.

Что будет с зарплатой курьеров

По инерции на велосипедный кризис могут отреагировать и HR-службы курьерских компаний как в части трудоустройства, так и оплаты работы сотрудников. Руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что анализ вакансий указывает на нестабильность зарплаты курьеров. Если в Москве с начала года предлагаемая курьерам зарплата снижается и сейчас находится на уровне 72 500 рублей, то в Петербурге после февральского падения уровень средних зарплат откатился к январским значениям и в среднем стал даже немного выше московских значений (до 75 000 рублей).

«Велосипедный кризис» накрутит цены на доставку еды в Петербурге
«Между тем вопрос обеспечения курьеров транспортом, будь то велосипед, самокат или машина, остается достаточно актуальным, потому что, безусловно, именно работодатели, обеспечивающие своих сотрудников расходниками и оборудованием (в том числе для передвижения или компенсации проезда) остаются самыми востребованными со стороны соискателей и именно к ним они пойдут в поисках работы в первую очередь. Поэтому ясно — компании, работающие с курьерами, которые будут предоставлять транспорт или компенсировать расходы на него, будут в выигрыше, как с точки зрения бренда работодателя (и к ним будут стремиться устроиться), так и с точки зрения качества обслуживания клиентов»,продолжает Мария Бузунова.

При этом важно понимать, как часто компании обеспечивают курьеров корпоративным транспортом — велосипедами, самокатами или машинами. С начала текущего года в Петербурге было размещено около 300 новых вакансий, в которых работодатели гарантируют предоставление средств передвижения своим курьерам. Некоторые компании готовы возмещать доставщикам транспортные издержки.

Специалисты hh.ru полагают, что компании, столкнувшиеся с повышением цен на велосипеды и расходники, будут вынуждены скорее повысить оплату доставки продукции для потребителей, чем снизить зарплату сотрудникам-курьерам, чтобы не терять кадры и не утрачивать их лояльность, что крайне важно в кризисное время и при достаточно высоком спросе на курьерские услуги.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о велосипедном кризисе, и о том, что делать в отсутствие комплектующих.