Среда, 01 февраля 2023
-1

Санкт-Петербург

«Папа — большой режиссер»: сын Балабанова рассказал о детстве и последней встрече с отцом

Интервью
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Знаменитый фильм Алексея Балабанова «Брат» вышел на экраны 25 лет назад. Кинолента по-прежнему цепляет зрителей, как и другие работы выдающегося режиссера. Картины снова вышли на большие экраны в этом году, спустя девять лет после его смерти.

«Папа — большой режиссер»: сын Балабанова рассказал о детстве и последней встрече с отцом

Гибель Сергея Бодрова, который исполнил главную роль в «Брате», стала сильным ударом для режиссера — тогда жизнь разделилась на до и после. Каким отцом был знаменитый Балабанов? Что они вместе с сыном успели обсудить в перед смертью? И что будет с последним сценарием режиссера? Об этом в интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал сын Алексея Октябриновича — Федор Балабанов.

«Так меня воспитывал: слово дал, стой ровно»

Алексей Балабанов переехал в Петербург в 90-е. Спустя несколько лет развелся с первой супругой Ириной, тогда его старшему сыну было всего 4,5 года. Режиссер много работал, поэтому ребенок жил с матерью. Федор переехал к отцу, когда учился в седьмом классе. Во время съемок фильма «Замок» Балабанов познакомился с Надеждой Васильевой, которая в 1995 году подарила ему второго наследника — Петра. В интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Федор Балабанов вспоминает, каким был отец.

«Папа — большой режиссер»: сын Балабанова рассказал о детстве и последней встрече с отцом

— Какой была самая яркая история с отцом из детства?

— Мы недавно перебирали с Надей папины фотографии. Я нашел его письмо во время съемок «Замка» из Гамбурга с его фотографией, где он сидит на какой-то каменной колонне у речки. Он писал мне, что он сейчас в Гамбурге, что он приедет, и мы с ним обязательно пойдем рыбачить. Это очень забавно, потому что рыбачить мы с ним никогда в жизни не ходили.

— Он был строгим отцом?

— Да, в плане какой-то дисциплины, пунктуальности, он был очень требовательным. Если мы с ним о чем-то договорились, это должно быть сделано. В этом плане его можно назвать строгим. Я бы не сказал, что его требования были сколько-то запредельными. В целом его требования были нормальными. Если он приходит и что-то у меня спрашивает, я что-то сказал, я должен за свои слова ответить. Так меня воспитывал: слово дал, стой ровно.

— Отец сильно влиял на вас в школьные годы?

— Никогда. Никогда не говорил мне, что делать, такого не было. Он всегда говорил мне — вот ты хочешь чем-то заниматься, пожалуйста, занимайся этим.

Отец был человеком достаточно отстраненным в плане личной жизни. Он много времени проводил у себя, со своими мыслями, со своими сценариями, часто смотрел фильмы, он очень любил смотреть фильмы. Младший брат Петя был больше с папой на одной волне, потому что они вместе смотрели футбол, точнее, папа болел за Манчестер Юнайтед, и они часто смотрели их матчи. В результате Петя до сих пор увлекается, а я в футболе не очень хорошо разбирался. Но кино мы с ним иногда смотрели.

— Какое кино смотрели вместе?

— Мы смотрели его фильмы, но редко. Если шло по телевизору, могли включить, но так, чтобы специально, не было такого. У него не было необходимости пересматривать свои фильмы, он же сам их придумал, сам снял — прекрасно их помнит.

Мы смотрели просто какие-то фильмы, в основном американские. Я с ним, помню, первый раз посмотрел «Разборку в Бронксе», с Джеки Чаном. Я очень любил этот фильм, у нас была кассета, я смотрел его раз 30–40, наверное. В принципе он любил хорошее голливудское кино, не только русское. «Звездные войны» тоже у нас были, 4–6 эпизоды на кассетах, потом диски появились, тоже с ним смотрели.

«Мой папа — большой режиссер»

Балабанов очень любил кино. Он включал телевизор, и если там шел какой-то фильм, обязательно смотрел до конца. Его картины были успешны, так как режиссер всегда знал, что и как хочет показать, все складывалось в голове еще до начала съемок. Практически у всех героев есть что-то настоящее, так как у них были прототипы из реальной жизни.

«Папа — большой режиссер»: сын Балабанова рассказал о детстве и последней встрече с отцом

— А есть ваш образ в каком-то фильме?

— Да, в «Брате-2». Федя Белкин. Я-первоклассник приехал к папе в гости, папа спросил, как моя учеба, я говорю, хорошо, выучил стишок, и рассказываю ему: «Я узнал, что у меня…». И через несколько лет я увидел это стихотворение в «Брате-2». То есть он запомнил, добавил в фильм, и назвал еще Федей этого мальчика!

— Когда имя отца оказалось на слуху?

— Когда были в Анапе у бабушки с дедушкой. В этот момент мы увидели премию «Ника», фильм «Про уродов и людей» получил премии «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший фильм года». «Ника», я считаю, — главная российская премия. Я маленький был, лет 6–7, это была прямо такая гордость. Тогда я понял, что мой папа — большой режиссер. То есть я и до этого думал, но маленькие дети ведь по-другому воспринимают. Когда он выходит на сцену и все аплодируют, а ему дают главный приз… это, конечно, тогда меня очень сильно впечатлило.

«Почва ушла из-под ног»

Жизнь знаменитого режиссера разделилась на две части после трагедии в Кармадонском ущелье. В 2002 году под завалами сошедшего с гор ледника погибла съемочная группа, в том числе и Сергей Бодров-младший. Алексей Балабанов винил себя в смерти близкого друга.

«Папа — большой режиссер»: сын Балабанова рассказал о детстве и последней встрече с отцом

— Вы помните, как изменилось мироощущение у папы, говорят, что Балабанов до и после – это два совершенно разных человека. Это правда так?

— Да, я согласен с этим. У него была какая-то такая большая глобальная депрессия. Первое время он очень переживал. Я помню, когда про это только первая информация была, он меня каждый час просил зайти в интернет и посмотреть, нет ли новой информации. Это же его друзья. Он жутко переживал.

Потом у него началась какая-то такая депрессивная пора. Она долго длилась. Дальше я с ним не жил три года, потому что я жил в школе-интернате, только на выходные приезжал, поэтому не могу точно сказать об изменениях в его состоянии, не был свидетелем. Но действительно и в фильмах во всех его выражается. Опять же, «Брат» — это про Петербург, про людей Петербурга с позитивной стороны, а «Кочегар» про тех же людей Петербурга, но совершенно с другой стороны, которая мне менее близка.

— У него после этого начались проблемы со здоровьем, с алкоголем?

— Я думаю, что да, но не берусь заявлять.

— Что случилось? Острая сердечная недостаточность на фоне какого-то заболевания?

— Честно говоря, я не смогу ответить вам на этот вопрос, потому что я вот знаю, что острая сердечная недостаточность и все. А на фоне чего… вроде как он не был болен. Он год назад в больнице лежал, в санатории, ему делали полный анализ и вроде все было в пределах нормы. Ни цирроза не было, ничего такого.

Для меня это было очень неожиданно, что он умер. Почва из-под ног ушла, я был совершенно к этому не готов. Когда дедушка умер, он умирал от рака, мы понимали, к чему все идет. Ты был готов, и похороны проще выдержать. Ты как-то внутри собрался. А тут прямо неожиданно. И Надя тоже не ожидала.

— Какой была ваша последняя встреча?

— Он приехал на СТВ в машине со своим водителем Костей, я спустился поздороваться с ним, он говорил, что сценарий только дописал. Это оказался последний фильм, он не вышел.

Мы с ним сидим в машине, я говорю ему: «возьмешь меня к себе работать?», а он: «если справишься, возьму». Я сказал, что справлюсь, а он ответил «ну хорошо». А на следующий день он умер. Это наш последний разговор был.

Писал сценарий в день смерти

Последняя работа Алексея Балабанова — сценарий «Мой брат умер». Текст опубликовали вскоре после ухода режиссера из жизни. Это история о слепом мальчике, брат которого умер при рождении. Потом оказывается, что умерший живет в голове у живого и видит его глазами, говорит ему, куда идти и что делать.

«Папа — большой режиссер»: сын Балабанова рассказал о детстве и последней встрече с отцом

— Вы говорили, что планируете снимать фильм по последнему сценарию отца?

— Понимаете, когда папа дописал сценарий, я за день до его смерти с ним об этом говорил. Знал, что он собирается запускаться, хотел пойти к нему работать и учиться, и в этот момент — бах — все это произошло. Естественно, мне было грустно и досадно, что он написал, собирался делать, а сейчас не сделает.

Поэтому я на эмоциях так говорил. Но по большому счету я понимаю, что абсолютно не готов к тому, чтобы браться за последний сценарий папы, просто взять его и снять.

— Кто-то другой может снять кино?

— Если бог даст, будет вода, как говорится, получится. От меня не надо ничего ожидать. Но если когда-то получится, сложится… в принципе, в кино я работал. Может быть, найдется какой-то хороший талантливый русский режиссер, может такое быть, я его поддержу, не проблема. Я не буду ничего пока конкретно комментировать и обещать.

Сейчас не возьмусь, я не буду рисковать всем, чтобы взять папин сценарий. Он хороший, я его читал. Петя, мой брат, по нему сделал дипломную работу: нарисовал картину, эскизы. То есть в принципе понятно, как к нему подходить, но надо как минимум натренировать руку, надо что-то поснимать.

«Папа — большой режиссер»: сын Балабанова рассказал о детстве и последней встрече с отцом

Алексея Балабанова не стало на 55-м году жизни. Его сердце остановилось около 16:00 18 мая 2013 года. В этот момент он находился в санатории в Сестрорецке, где работал над новым сценарием.

Режиссера похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Могила всегда ухожена и усыпана цветами — к месту захоронения приходят не только родные и коллеги, но и многочисленные поклонники.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с матерью Алексея Балабанова, Ингой Александровной, и кинооператором Сергеем Астаховым, с которым режиссер дружил больше 20 лет.