Вторник, 05 июля 2022

19

Санкт-Петербург

«Долго, медленно и печально»: чем обернется отказ от «коммерческих» МРЭО в Петербурге

Коммерческие компании больше не могут быть посредниками в получении государственных услуг, связанных с автотранспортом. Все МРЭО как в Петербурге, так и по всей России теперь расположены на государственных площадках. Однако, по мнению эксперта, это породит новые серые схемы.

«Долго, медленно и печально»: чем обернется отказ от «коммерческих» МРЭО в Петербурге

Закончилась знаковая для Петербурга история. В городе закрыли последний «коммерческий» МРЭО. Теперь все отделения ГИБДД располагаются на государственных площадках. Северная столица была последним бастионом для коммерческих организаций, оказывающих данный вид услуг, — больше их в стране не осталось.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ прощались с эпохой «коммерческих» МРЭО с автоэкспертом Дмитрием Поповым. Специалист объяснил, почему прилагательное следует брать в кавычки и почему говорить этому слову «прощай» еще рано.

Долгая история борьбы

По словам Дмитрия Попова, эпоха «коммерческих» МРЭО в России началась при генерал-полковнике полиции Викторе Кирьянове. Он возглавлял аппарат ГИБДД с 2004 по 2011 годы. Однако уже с июня 2017-го МРЭО на коммерческих площадках начали повсеместно закрывать в России, когда Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ начал руководить генерал-лейтенант Михаил Черников.

«С ними интересная история, ведь МРЭО — это подразделения ГИБДД, инспекция выделяет туда сотрудников. За небольшие деньги, которые поступают в адрес коммерческой организации, люди получают более комфортное обслуживание — очереди меньше, на учет можно встать быстрее. То есть получатели услуги платили в коммерческую организацию, а офицеры МРЭО как работали, так и работают», — объяснил автоэксперт.

Таким образом, слово коммерческие здесь не вполне правомерно. Услуга оставалась государственной, однако посредники могли получать выгоду при ее исполнении. Однако борцы с «коммерческими» МРЭО, по словам Дмитрия Попова, указывали на одно обстоятельство — деньги от жителей окольными путями все равно уходили в ГИБДД.

«Главным, так скажем, признаком этих всех коммерческих историй являлось то, что юридические лица, организации, которые держали коммерческие МРЭО, эти помещения, они были аффилированы с руководством ГИБДД в разных вариантах. Вроде как юридическое лицо коммерческое, но на деле оказывается, что какая-то часть прибыли этого коммерческого лица поступает в различные фонды поддержки ГИБДД, например. А уж из фонда деньги вывести проще простого», — рассказал специалист.
«Долго, медленно и печально»: чем обернется отказ от «коммерческих» МРЭО в Петербурге

Коммерции здесь не место

Последним российским бастионом «коммерческих» подразделений госавтоинспекции оставалась Северная столица. Исправить ситуацию, по рассказу автоэксперта, решил возглавивший в 2019 году УМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-лейтенант полиции Роман Плугин.

«Когда Плугин пришел в Петербург, он развернул широким фронтом борьбу с этой историей, — объяснил Попов. — Он четко декларировал, что он против "коммерческих" МРЭО».

Причем, по заявлению автоэксперта, борьба велась самая разная. Факты аффилированности с юридическими лицами пытались найти и в офисах МРЭО, и в изъятых документах. В итоге позиция генерал-лейтенанта Плугина в Петербурге победила — последний «коммерческий» МРЭО пал. Однако в выигрыше ли автомобилисты, для Дмитрия Попова большой вопрос.

«Станет ли лучше? Я затрудняюсь сказать, если честно… Есть кто-то, кто хочет сделать все без очереди и готов за это заплатить, то коммерция в этой процедуре или в этой государственной услуге просто перейдет в нелегальное поле. Но если так государство получало налог с этой коммерческой истории, то теперь деньги, которые люди готовы платить за то, чтобы было быстро и качественно, будут идти в обход бюджета. Я ничего плохого в коммерческом решении вопроса не видел. Каждый, кто хотел заплатить и получить быстро — ехал в коммерческий МРЭО. Не хочу платить, хочу долго, медленно и печально — еду в государственную», — поделился собеседник.

Сейчас, по мнению Дмитрия Попова, возможно нарочное затягивание сроков оказания услуг для автомобилистов. В итоге мы вернемся к тому, с чего начали — только без налоговых отчислений в государственную казну.

«Что сейчас будет им мешать долго проводить проверки по базам? Долго проверять, осматривать автомобиль? Потом у инспектора обед. Потом перекур. Потом еще раз проверяем по базам, потом процедура комиссионного вскрытия коробок со спецпродукцией. Понимаете, можно научиться затягивать процесс для того, чтобы тот, кто хочет, чтобы было быстрее, все равно предложил: "Давайте как-то договоримся?" То, с чего государство получало налог, теперь может перекочевать в серые схемы», — подытожил автоэксперт.
«Долго, медленно и печально»: чем обернется отказ от «коммерческих» МРЭО в Петербурге

Есть в этом, по мнению собеседника, политика двойных стандартов. Сейчас Минпромторг совместно с МВД добиваются, чтобы на аукционе состоятельным автомобилистам продавали так называемые красивые номера. Схема, по мнению Дмитрия Попова, известная и рабочая давно. Однако сейчас ее пытаются вывести в правовое поле — с МРЭО получилась обратная история.

Последнее находившееся в помещении коммерческой фирмы в Верхнем переулке межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение ГИБДД официально перестало существовать 11 мая 2022 года. МРЭО переехало в новое здание на улице Прокофьева, об этом ранее рассказывали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.