Суббота, 25 июня 2022

14

Санкт-Петербург

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Город
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Ситуация с легализацией граффити в Петербурге по-прежнему сложная. Уничтожение коммунальщиками стрит-арт-портретов Бродского, Достоевского, Хармса неоднократно вызывало бурную реакцию общества, но пока предложенные уличным художникам схемы не работают, сама процедура не для слабонервных и ее результативность стремится к нулю. Причем выход есть, но только чиновники не спешат им пользоваться.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Известный российский художник Никас Сафронов готов войти в состав комиссии профессионалов, которая помогла бы петербургским чиновникам отличить искусство от вандализма в стрит-арт-произведениях. Об этом он заявил в беседе с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ на полях Петербургского международного экономического форума-2022, обсуждая непростую тему легализации граффити в нашем городе и преодоление бюрократических сложностей в процессах согласования.

Никас Сафронов и сам сталкивался с «толстокожестью» чиновников и коммунальщиков, которые по одному шаблону закрашивают как надписи вандалов, так и действительно стоящие работы уличных художников. Например, в октябре 2019 года прогремела история с копией его картины с изображением Шварценеггера, которую местная стрит-арт команда разместила на трансформаторной будке в Александровском саду.

Коммунальщики портрет закрашивали, художники его восстанавливали с надписью I’ll be back, после чего он был уничтожен снова.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Тогда Никас Сафронов не остался в стороне, заявив, что художника может обидеть каждый, а работа на неприметной серой будке только украшает город.

«Надо создавать некую комиссию, приглашать людей, специалистов высокого уровня, которые бы оценивали такие произведения, есть ли здесь искусство  людей, которые состоялись, были озвучены, и уже имеют опыт, знания и имя, академики и так далее. Они будут решать, спорить, а в споре рождается истина», — предложил художник, отвечая на вопрос, как поступать в таких ситуациях, как были недавно в Петербурге с портретами Бродского, Достоевского и Хармса, которые город нещадно уничтожил.

В Петербурге действует очень строгий закон, касающийся изображений на фасадах. Наносить можно лишь то изображение, которое заранее согласовано с жильцами и местными властями. Процесс согласования тяжелый, долгий. Либо предлагают для творчества те площадки, которые художникам не интересны. Противостояние между граффитистами и Смольным продолжается уже долго и громких историй множество, тем не менее ситуация с места не сдвигается.

Несколько лет шел спор о законности портрета Даниила Хармса на фасаде дома № 11 по улице Маяковского. Изображение было нанесено еще в 2016 году, и в отличие от многих образцов стрит-арта было принято как петербуржцами, так и гостями города, став одной из неформальных достопримечательностей Северной столицы.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Градозащитники указывали, что во многих странах такие же незаконные граффити становятся в итоге частью общественного пространства. Вспоминали про легендарного Бэнкси, чьи никем не утвержденные муралы городские власти закрывают антивандальным стеклом и с гордостью демонстрируют публике.

В защиту граффити высказывались многие. В частности, высоко оценил работу художников председатель Законодательного собрания Северной столицы Александр Бельский, призывал сохранить граффити и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Но администрация Петербурга пошла на принцип и граффити все-таки закрасили. Предложив горожанам световую проекцию, которая получилась намного менее эффектной, чем оригинал, и, вопреки обещаниям, на «точную копию» она не похожа.

В мае 2020 года развернулось противостояние за фреску с Иосифом Бродским, которая появилась на стене напротив дома поэта в день 80-летия со дня его рождения. Портрет, конечно же, закрасили, после чего поклонники творчества несколько раз «освобождали» его (технология создание фрески позволяет стереть краску).

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Бюрократы ответили толстым слоем бетонной штукатурки. Горожане писали поверх белого пятна цитаты из стихотворений поэта и самовыражались по поводу закрашивания фрески. Потом Бродский вернулся на многострадальную стену в виде проекции. Борьба за память нобелевского лауреата стала одной из тем, которую обсуждала в Интернете вся страна.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

За граффити с Игорем Тальковым развернулась целая война. Причем его нарисовали даже не на здании, а на трансформаторной будке (на которой до этого совсем недолго жили и другие интересные произведения стрит-арта). Тогда за картину вступился сын музыканта, заявив, что будет «стоять насмерть», дело закончилось приездом полиции, журналистов, ночными дежурствами у будки и широким общественным резонансом.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского
Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Известна история с ярким причудливым двориком Нельсона на Петроградке, который стал местной достопримечательностью и популярным местом для фотосессий. Разукрашенные стены и автомобили радовали не только гостей, но и жителей близлежащих домов. Однако в один момент кто-то все-таки пожаловался, и красоту нещадно закрасили.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского
Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского
Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского
Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского
Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Та же участь постигла граффити с Достоевским, Сергеем Бодровым, Станиславом Черчесовым, Кристофером Уокеном, академиком Сахаровым, Зиной Портновой — примеры уничтожения произведений уличного искусства в Петербурге, к сожалению, можно перечислять долго. Не так давно город разработал регламент, благодаря которому у художников должна была появиться возможность увековечить свои работы, но только ничего из этого не вышло. Процедура эта не для слабонервных и количество позитивных примеров стремится к нулю.

Для получения разрешения властей на уличную работу художнику необходимо утвердить с собственником объекта эскиз граффити, после чего подать заявку в КГА. Дата и время работ должны быть утверждены собственником не позже чем за три дня после разрешения комитета по градостроительству и архитектуре. К тому же райтер имеет право рисовать только под надзором хозяина здания или его официального представителя. После окончания работы художник обязан следить за сохранностью граффити и восстанавливать его, если рисунок пришел в негодность.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Фактически художникам приходится месяцами, а то и годами ждать разрешения чиновников. К тому же согласованный проект может в корне отличаться от начальной задумки. Правила согласования граффити не дают возможности развиваться уличному искусству в Петербурге — комитет по градостроительству и архитектуре предложил неоднозначную не работающую на практике схему, считают представители петербургского стрит-арта.

При этом рисунки, действительно не имеющие художественной ценности, порой живут в центре намного дольше. Не добавляют эстетичности городу и кричащие рекламные вывески разных стилей, нелегальные пестрые объявления на столбах и любых свободных поверхностях, произвольная расстекловка пластиковых окон и дверей и прочее. Закрашенные граффити выглядят чаще всего неопрятно и становятся эдаким "бельмом" на историческом холсте города.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского
Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского

Смольный предпочитает не замечать проблемы с граффити в Петербурге, но однозначно можно сказать, что вопрос с легализацией уличного искусства сам себя не исчерпает, и рисунки продолжат появляться в самых неожиданных местах исторического центра.

Никас Сафронов готов помочь Смольному отличить искусство от вандализма в портретах Хармса, Бродского и Достоевского