Среда, 10 августа 2022

19

Санкт-Петербург

Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

Петербуржцев в скором времени ждет третий, самый сложный этап транспортной реформы, когда с дорог города уберут еще 115 маршруток. Анонсируя переход на новую транспортную модель, власти обещали удобные цифровые инструменты, которые смогут помочь людям разобраться в нововведениях и дать возможность пользоваться потенциальными положительными эффектами реформы. В частности, неоднократно говорили о создании городского транспортного приложения, аналогичного тем, которые используют крупнейшие современные мегаполисы мира. Как чиновники Смольного погубили репутацию транспортного интегратора, которым раньше по праву мог считаться Петербург, — в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

Транспортная реформа сильно перекроила маршрутную сеть Петербурга. Автобусные маршруты далеко не всегда действительно дублируют пути следования маршруток, которыми петербуржцы привыкли ездить долгие годы. В идеале в такой ситуации на помощь должен приходить удобный современный инструмент — транспортное приложение, которое помогло бы разобраться, как быстро и выгодно добраться из точки А в точку Б в изменившихся условиях. Такие есть в крупнейших мегаполисах мира. Но только не в Петербурге. И надежд на скорое появление такого государственного инструмента в ближайшее время нет. Разрабатывают другой, но и тот к старту транспортной реформы по ряду причин запустить не удалось.

Глашатаи вместо приложения

С началом перехода на новую модель транспортного обслуживания петербуржцам предложили для построения маршрутов использовать «Яндекс.Транспорт». А на втором этапе комитет по транспорту решил прибегнуть к методу, отдающему доисторическими временами, — глашатаям. Они стояли на остановках, чтобы помочь людям разобраться, что к чему. О том, что никакую подготовку волонтеры особо не проходили, НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали ранее. Потому пользовались они все тем же «Яндекс.Транспортом», пытаясь по ходу сориентироваться, что же корректно посоветовать сбитым с толку пассажирам.

Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

В «Яндекс.Транспорт» добавили общую информацию по отмененным и введенным новым маршрутам, что все-таки немного помогло. Однако создавалось это приложение совсем не под транспортную реформу, а потому не покрывает все потребности пассажира, которые могли бы быть и должны быть реализованы в государственном инструменте.

Например, в столичном приложении «Московский транспорт» есть возможности построения оптимального маршрута, запоминания самых часто используемых маршрутов, есть прогнозы прибытия транспорта в реальном времени и отображение транспорта на карте, личный кабинет с пополнением карты «Тройка» без очередей прямо в приложении, актуальная информация об изменениях работы транспорта, пробках, а также возможность воспользоваться сразу здесь же другими городскими сервисами — такси, велосипедами, каршерингом и многое другое. Аналогичные инструменты есть и в других городах мира: Transport for London, New York City Transport, Land Transport Mall Singapore (My Transport SG) и т.д.

Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

Вместо приложения — сайт за 12,8 миллиона

О разработках различных транспортных приложений в Петербурге в последние годы широкой общественности сообщали неоднократно, но к видимому результату ни одна из них в результате не привела. Последний проект готовили как раз к старту транспортной реформы.

Заказчиком выступало подведомственное комитету по транспорту СПб ГКУ «Организатор перевозок». Был проведен государственный конкурс на выполнение работ по развитию государственной информационной системы «Автоматизированная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге» в части подсистемы «Интернет-портал» в 2022 году. Победителем открытого конкурса был признан московский Научно-производственный центр «БизнесАвтоматика». Сумма контракта составила 12,8 миллиона рублей.

«С целью поэтапного перевода петербуржцев на новую модель транспортного обслуживания в интернет-портале будет реализована возможность просмотра маршрутов как по текущей, так и по новой транспортной сети города. Это позволит жителям Санкт-Петербурга и пригорода быстрее адаптироваться к новым транспортным схемам, — рассказывали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в НПЦ «БизнесАвтоматика» в январе этого года. Обновленная версия интернет-портала станет частью единой информационной инфраструктуры транспортного блока всего региона. Портал будет содержать достоверную информацию, полученную из государственной информационной системы "Транспортная модель"».
Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

Сроки окончания работ, указанные в техническом задании, — 31 марта 2022 года. Дата выбрана не просто так: с 1 апреля Петербург начал переходить на новую модель транспортного обслуживания и убирать с городских дорог маршрутки, заменяя их автобусами. Дедлайн истек уже три месяца назад, но портал по-прежнему не доступен широкому пользователю. Помочь петербуржцам постигать все нововведения транспортной реформы и адаптироваться под них проекту не удалось, поскольку он пока что так и не был запущен.

Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

В апреле НЕВСКИЕ НОВОСТИ поинтересовались судьбой проекта, на что получили 5 апреля ответ от генерального директора НПЦ «БизнесАвтоматика» Павла Петракова, в котором он рассказал, что «с 3 марта 2022 года Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга запущен в тестовом режиме и готов к официальной передаче заказчику». Прошло еще несколько месяцев, затем был второй этап реформы, на котором отменили еще часть маршруток, но Смольный по-прежнему молчит и рекомендует пассажирам пользоваться «Яндекс.Транспортом».

НЕВСКИЕ НОВОСТИ обратились в СПб ГКУ «Организатор перевозок» с просьбой прокомментировать задержку с запуском.

«В настоящее время подрядчик сдает работы по второму этапу контракта (разработка технического проекта). В рамках следующего этапа планируется запустить интернет-портал в открытом тестовом режиме, что является стандартной практикой работы над масштабными публичными сервисами и позволяет разработчику оперативно устранить возможные недочеты», — ответили в пресс-службе «Организатора перевозок». Сроки окончания работ и запуска портала в ведомстве не уточнили.

На прямой вопрос, почему ни к первому, ни ко второму этапу перехода на новую транспортную модель не было запущено государственного портала/приложения, которое помогло бы петербуржцам выстраивать маршруты, чтобы легче было разобраться в нововведениях, комитет по транспорту официально ответил буквально следующее:

«В рамках подготовки к реализации новой модели транспортного облуживания и информационного партнерства комитета по транспорту и сервиса "Яндекс.Карты" в сети Интернет размещен сайт с информацией о новых автобусных маршрутах Петербурга и о поэтапных изменениях автобусной маршрутной сети: https://yandex.ru/web-maps/spb-transport», указано в ответе на официальный запрос издания.
Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

Сроки горят и сдвигаются

Как стало известно НЕВСКИМ НОВОСТЯМ от знакомого с ситуацией собеседника в комитете по транспорту, все дело в том, что подрядчику якобы направили шесть мотивированных отказов в ходе приемки работ второго этапа. По словам собеседника, заказчик может считать, что квалификация работников подрядчика могла не позволить разработать технический проект с требуемым качеством.

В ходе предварительного ознакомления с текущей версией разрабатываемого интернет-портала, предположительно, могло быть выявлено значительное количество случаев некорректной работы алгоритма построения маршрутов, описание которого должно быть представлено в рамках исполнения второго этапа. По версии собеседника, предоставление доступа пассажирам к интернет-порталу в тестовом режиме на текущей стадии разработки может принести значительные репутационные риски для Санкт-Петербурга, так как, предположительно, заказчик может считать, что вероятность введения в заблуждение пассажиров при построении маршрутов в данной версии может быть высокой.

НПЦ «БизнесАвтоматика» — небезызвестный в стране разработчик ИТ-решений для органов государственной власти и крупных коммерческих предприятий. Научно-производственный центр выполнял проекты по заказу Министерства обороны Российской Федерации, Минпромторга России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, Пенсионного фонда, Министерства чрезвычайных ситуаций России, Минцифры, региональных правительств, а также крупных корпоративных заказчиков. Причины, по версии знакомого с ситуацией собеседника, в виде недостаточной квалификации сотрудников и задержки сдачи проекта на три месяца в данном случае выглядят несколько странными и наталкивают на мысль, что, возможно, Смольный пытается переложить вину за собственные просчеты на подрядчика.

«Де-факто, требования в части технической реализации интернет-портала выполнены в полном объеме и в соответствии с указанными в контракте сроками. Основными причинами переноса сроков официального подписания актов по первым двум этапам стали значительные изменения и дополнения, внесенные в ТЗ заказчиком в процессе реализации проекта, и недостатки в описательной части отчетной документации, предоставляемой в конце каждого этапа», — дали официальное объяснение в НПЦ «БизнесАвтоматика».

По словам подрядчика, акт по второму этапу официально подписан обеими сторонами 23 июня 2022 года. В ближайшие дни заказчиком будут предоставлены доступы к ЦОД (Центру обработки данных) для запуска пуско-наладочных работ в рамках третьего этапа. После прохождения предварительных испытаний портал будет переведен в режим опытной эксплуатации и доступен жителям Санкт-Петербурга.

Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

Цифровой прорыв отменяется

Интересен и тот факт, что действующим контрактом возможность установки приложения на портативные устройства (Android, iPhone) не предусмотрена. Доступность интернет-портала будет обеспечиваться посредством Web-интерфейса. То есть это по сути обычный сайт: пассажиру нужно будет открывать браузер и прописывать в адресной строке его адрес или открывать из закладок. Мягко говоря, не очень-то удобно, когда ты в дороге, и совсем не соотносимо с современными тенденциями.

«В настоящее время на базе АСУ ГПТ разработан интерфейс программирования приложений (API), предусматривающий получение внешними системами данных о маршрутах, остановках, текущем местоположении транспортных средств, в целях обеспечения возможности создания мобильных приложений о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования сторонними разработчиками (например, "Яндекс.Карты" и др.). На текущий момент рассматривается целесообразность создания государственного приложения аналога "Яндекс.Карт"»,сообщили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в комитете по транспорту.

Петербург запустил «Подорожник» задолго до того, как аналогичную карту сделала Москва – еще в 2011 году. Это был цифровой прорыв в то время. С тех пор «Подорожник» особо не изменился, а карта «Тройка» стала образцом современного ключа к общественному транспорту.

Отсутствие удобного приложения сводит к нулю все потенциальные плюсы транспортной реформы, пересадочные тарифы и стыковки во времени при пересадках. Потому что без приложения рассчитать такое под силу только математику Перельману, рядовой же горожанин просто теряет нервы, время и деньги.

Цифровой прорыв отменяется: за две недели до конца реформы транспортное приложение Смольного остается утопией

В результате сайта, на который потратили 12,8 миллиона рублей бюджетных денег, так до сих пор и нет (хотя обещают, что все-таки будет). А вот мобильного городского приложения, которое могло бы собрать воедино целый ряд связанных с транспортом сервисов и облегчить жизнь петербуржцам, пока что даже не предполагается создавать.

Впереди с 15 июля третий, самый масштабный этап транспортной реформы, после которого с дорог пропадут еще 115 привычных маршруток. Если запустить портал не успеют или он вдруг окажется недостаточно удобным для использования, то разбираться в нововведениях, вероятно, вновь придется по старинке — своими силами.