Суббота, 01 октября 2022

12

Санкт-Петербург

«Кто сшил костюм?»: финал реформы отбросил транспорт Петербурга назад в 90-е

Последний этап транспортной реформы стартует в Петербурге 15 июля. Помимо грядущих изменений анонсированы уже и его прорехи — на 88 маршрутах останется старый транспорт. Зайти в такие автобусы пассажиры смогут только через переднюю дверь, в салоне не будет действовать безналичная оплата, а продавать билеты будут сами водители. Причины недоработок объективные, однако почему действия чиновников Смольного напомнили известную миниатюру Аркадия Райкина о криво сшитом костюме, разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

«Кто сшил костюм?»: финал реформы отбросил транспорт Петербурга назад в 90-е

Петербург неотвратимо подошел к реализации третьего, последнего, этапа транспортной реформы. В пятницу, 15 июля, начинается внедрение самых масштабных преобразований — окончательно исчезнут маршрутки. На линии должны были вывести 1 289 новых автобусов. Однако на деле данные окажутся иными. Из-за нарушения логистических цепочек подвоза комплектующих к заводам-производителям произошла задержка поставок в Петербург новых автобусов. На 88 маршрутах продолжит работать дизельный транспорт 2015–2020 годов.

Действующие маршруты: № 3Л, 3АЛ, 4Л, 7Л, 48, 97, 129, 131, 144, 146, 179, 188, 273, 278, 325, 331, 332, 335, 335А, 336, 337, 337А, 339, 351А, 351Б, 353, 354, 355, 364, 366, 367, 368, 369, 370, 373, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385, 389, 390, 392, 396, 396А, 438, 438з, 454, 458, 461, 463, 463А, 475, 476, 477, 488, 493, 540, 544, 545, 547, 682, 683, 683А, 684, 685А, 686;
Новые маршруты: № 206, 236, 242, 243, 245, 254, 260, 269, 284, 295, 299, 329, 333, 342, 345, 394.

На этих маршрутах зайти в автобус пассажиры смогут только через одну, переднюю, дверь, в салоне не будет действовать безналичная оплата, а продавать билеты будут сами водители. Кондукторы, напомним, с внедрением транспортной реформы канули в Лету. С вопросом, не ставят ли данные меры под угрозу безопасность горожан и не приведут ли они к транспортному коллапсу в часы пик, НЕВСКИЕ НОВОСТИ обратились в пресс-службу СПб ГКУ «Организатор перевозок».

В учреждении рассказали, что пассажир будет предупрежден перед входом в транспорт — на автобусах будут наклеены стикеры, сообщающие об особенностях работы маршрута. Проблем в часы пик тоже якобы быть не должно, так как это не самые загруженные городские маршруты. Безопасность, по словам представителя пресс-службы, тоже регламентирована. Правда, осталось все на уровне 90-х.

Водитель будет принимать оплату на остановках. То есть он будет подъезжать к остановке, пассажиры заходят, оплачивают проезд водителю, после этого водитель садится за руль и продолжает управление. Надо заметить, такие правила проезда прописаны в действующих нормах пассажирских перевозок, утвержденных комитетом по транспорту еще в 1997 году. Данное требование не противоречит правилам — вход через первую дверь. И стоит заметить, что эти 88 маршрутов в основном будут проходить в Колпинском, Пушкинском и Петродворцовом районах, то есть там и до сегодняшнего дня частные перевозчики работают по тем же ровно правилам. Грубо говоря, для жителей этих районов ничего не поменяется», — рассказали в пресс-службе.
«Кто сшил костюм?»: финал реформы отбросил транспорт Петербурга назад в 90-е

Поставки автобусов в Петербург сорваны по объективным причинам. Однако смогли ли сориентироваться в данной ситуации чиновники и думали ли они при этом о пассажирах, НЕВСКИЕ НОВОСТИ обсудили с транспортным инженером Иваном Вергазовым. Специалист считает, что система справится, но правильность действий городских властей вызывает у него вопросы. По мнению Ивана Вергазова, на особо загруженных маршрутах стоило вернуть в салоны кондукторов.

«Ошибочное решение, 88 маршрутов — все разные. Зачем под одну гребенку все? На маршрутах с небольшим потоком это может быть, не то чтобы оправданно, приемлемо. Но на магистральных маршрутах с большим потоком — нет. Думаю, мы быстро увидим эти маршруты. ″Организатор перевозок″ о них, думаю, уже догадываются. Посмотрим на реакцию чиновников. Они на полгода закроют глаза, будут прятаться со словами: ″Так получилось″, или все-таки будут решать проблему уже не по всем 88 маршрутам, а точечно? Это будет критерий оценки их профессионализма и профпригодности. Вопрос, почему еще эти маршруты не были заранее как-то распределены между перевозчиками? На мой взгляд, можно было лучше сделать. Но это взгляд с берега. Катастрофы я не вижу, честно скажу. Кроме штучных маршрутов. Но на них мы увидим эту катастрофу. Надеюсь, чиновники адекватно отреагируют на нее. А, может, уже загодя готовят решения, которые потом объявят — как мы замечательно решили проблему, которую сами создали», — поделился транспортный инженер.

Можно было, по словам специалиста, выполнить и собственные обещания о безналичной оплате проезда. Любой банк бы пошел навстречу и предоставил для 88 маршрутов мобильные терминалы.

«Да, это будет временно дороже, но это нормальное оперативное решение. В итоге выдают отрицательное за положительное — оставили наличку в автобусах, — объясняет Иван Вергазов. — То, что они открыто объявляют, что останется возможность оплаты наличными на маршрутах, а дальше огромный список через запятую — это неудобство для пассажиров. Людям заявляют, что они должны выучить этот список».

Всему виной, по мнению транспортного инженера, отсутствие ответственности чиновников перед жителями Петербурга. Горожане не могут оценить их деятельность. Качество работы чиновников не влияет на их показатели внутри власти.

«У нас нет ответственности чиновников секторального направления (комитет по транспорту, благоустройству, ЖКХ) перед жителями. Им неинтересно. Неважно, что не делают то, о чем заявляют. На уровне государства система контроля, какая никакая, но есть. Это антимонопольная служба, она над всеми. На городском уровне такого нет. Мы жалуемся на комитет по транспорту в комитет по транспорту, а он на жалобы на себя сам же и отвечает. Поэтому мы и получаем такие отписки», — заявил эксперт.
«Кто сшил костюм?»: финал реформы отбросил транспорт Петербурга назад в 90-е

Собеседник вспомнил миниатюру Аркадия Райкина «Кто сшил костюм?». Пуговицы на костюме сатирика были пришиты качественно, только весь наряд смотрелся нелепо. Так и с транспортной реформой — автобусы будто бы едут, но в целом все происходящее выглядит удручающе.

Я прихожу к директору, я говорю:

— Кто сшил костюм? Кто это сделал? Я ничего не буду делать, не буду кричать, я только хочу в глаза ему посмотреть.

Выходит сто человек. Я говорю:

— Ребята, кто сшил костюм?

Они говорят:

— Мы!

Я говорю:

— Кто это «мы»?

Они говорят:

— У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один — проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?

— Нет! Пришиты насмерть, не оторвешь!

Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?
Они говорят:

— Скажите спасибо, что мы к гульфику рукав не пришили.

Представляете? Их — сто, а я — один. И все стоят, как пуговицы: насмерть. И я сказал:

— Привет, ребята! Вы хорошо устроились!

Более скромные масштабы первого и второго этапа реформы обернулись для города настоящим транспортным апокалипсисом. Анонсируя переход на новую модель, власти обещали удобные городские цифровые инструменты, которые смогут помочь людям разобраться в нововведениях. Однако их пока не предвидится, поэтому «спасение» пассажиров — в очередной раз дело рук самих пассажиров. Все маршруты новых автобусов, которые пустят в рамках третьего этапа транспортной реформы, публикуют для вашего удобства НЕВСКИЕ НОВОСТИ.