Суббота, 01 октября 2022

7

Санкт-Петербург

«Возгораний будет больше»: «Пассажиравтотранс» закупает запчасти для автобусов на 437 млн

Город
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

После транспортной реформы в Петербурге участились случаи возгораний и поломок пассажирских автобусов, а также ДТП с их участием. Практически каждый день происходит какой-либо инцидент, причем проблемы возникают у машин любой марки.

«Возгораний будет больше»: «Пассажиравтотранс» закупает запчасти для автобусов на 437 млн

На этом фоне ГУП «Пассажиравтотранс» объявило о 18 аукционах в электронной форме на закупку различных запасных частей к автобусам. Их общая сумма превысила 437 млн рублей. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, зачем главному петербургскому перевозчику столько новых деталей.

Огромный список запчастей

Информация о 18 тендерах появилась в базе данных госзакупок в середине июля. Заявки на конкурсы уже прекратили принимать, и сейчас комиссия выбирает подрядчиков. Общая сумма контрактов составила 437,3 млн рублей.

Начальная (максимальная) цена каждого из контрактов варьируется на уровне от 20 до 29 млн рублей, однако есть и один совсем маленький — всего на 1,9 млн рублей. Он затрагивает не запчасти, а оказание услуг по ремонту топливной системы автобуса Mercedes-Benz.

Что касается остальных аукционов, то они подразумевают поставку самых разных запасных частей — к кузову автобусов, к их пневматической системе, подвеске. Помимо этого, городской перевозчик планирует заказать различные датчики, реле, генераторы, стартеры, прокладки, уплотнители, шланги, запасные части к системе стеклоочистителя, стеклоомывателя, оптике автобусов.

«Возгораний будет больше»: «Пассажиравтотранс» закупает запчасти для автобусов на 437 млн

Речь идет также о подшипниках, роликах-натяжителях, запасных частях к системе питания двигателей автобусов, системам смазки, выпуске отработавших газов двигателей автобусов, тормозной системе автобусов. Не забыли в ГУП «Пассажиравтотранс» и о трансмиссии, а также системе кондиционирования.

«Каждый агрегат транспортного средства имеет свой ресурс полезного использования, требует своевременного технического обслуживания и ремонта по действующим регламентам для безопасного и бесперебойного транспортного обслуживания. В связи с этим "Пассажиравтотранс" осуществляет закупку запасных частей по широкой спецификации», — пояснили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в пресс-службе перевозчика.

Любопытно, что в технической документации весьма расплывчато прописали данные о том, сколько именно запасных частей требуется перевозчикам. В графе "количество" фигурирует запись: «1 шт.».

«Основная проблема таких контрактов в том, что стоимость запчасти не указана, поэтому сложно оценить, есть переплата или, наоборот, недоплата за конкретную позицию. Везде стоит просто "1 штука"»,отметил автоэксперт Максим Багаев.

В пресс-службе ГУП «Пассажиравтотранс» попытались объяснить, по какой причине количество необходимых комплектующих указали столь странным образом. По словам представителей перевозчика, поставки запасных частей осуществляются по «рамочным» контрактам согласно возникающей в процессе эксплуатации транспорта потребности. При объявлении соответствующих закупочных процедур указывается предельная стоимость лота, а поставки осуществляются по заявкам.

«Возгораний будет больше»: «Пассажиравтотранс» закупает запчасти для автобусов на 437 млн

Импортозамещение

Еще одной важной деталью оказалось то, что во многих автобусах имеются комплектующие из западных стран. В связи с антироссийскими санкциями сейчас они оказались недоступными. Среди них двигатели Mercedes-Benz (Германия) и коробки передач Allison (США). В то же время в технической документации контрактов на запчасти фигурируют оба бренда.

«Поскольку производят автобусы все-таки не в западных странах, где технологии отработаны, то ломаются они часто. Более того, они будут еще чаще ломаться, потому что на те же МАЗы, например, до 2021 года ставили компоненты Mercedes (тот же двигатель был, немецкий), а сейчас работают так называемые "антисанкции", и, соответственно, ставить будут все китайское. К китайскому у меня отношение однозначное — запчасти с меньшим эксплуатационным сроком, поэтому чаще будут ломаться. И историй с возгораниями, когда из-за некачественных патрубков и проблем с масляными радиаторами возгораются автобусы, у нас будет больше»,объяснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ автоэксперт Максим Багаев.

Автобусы «Пассажиравтотранса» пока что еще не горели, но эксперты не исключают потенциальной опасности в случае замены деталей недоступных брендов на аналоги от других компаний.

«Возгораний будет больше»: «Пассажиравтотранс» закупает запчасти для автобусов на 437 млн

Как рассказали в пресс-службе ГУП «Пассажиравтотранс», антимонопольное законодательство обязует заказчиков при закупках указывать возможность поставки товаров-аналогов при условии обеспечения качества и взаимозаменяемости. В случае с указанием брендов Merсedes/Allison (например, при закупке насосов, электронных приборов и прочего) требуется совместимость этих товаров с соответствующими двигателями и коробками передач, установленными в автобусах. По разным позициям возможно использование товаров, произведенных в странах Таможенного союза, а также в Турции.

«Возгораний будет больше»: «Пассажиравтотранс» закупает запчасти для автобусов на 437 млн

Потребность в запчастях растет

По словам эксперта Багаева, срок эксплуатации таких автобусов составляет порядка 7–10 лет. Он выразил мнение, что срок теперь будет еще меньше — по причине того, что запчасти будут ставиться не оригинальные, а китайского производства.

«Сейчас пока они красивые, спору нет. И если с ними будет все нормально, и они доживут до пенсии, то они будут в сомнительном состоянии», уточнил Багаев.

Глава Инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Виктор Орлов добавил, что запчасти явно закупаются для автобусов, которые уже не на гарантии. В таких машинах очень много расходных материалов, которые необходимо регулярно менять.

«По нормативам примерно раз в неделю каждая машина проходит технический осмотр. Выполняются работы по заявкам водителей. Одни только тормозные колодки испытывают серьезные нагрузки, за один день огромное количество циклов торможения. Механизмы дверей аналогично сильно изнашиваются и в целом таких узлов много. Учитывая то, что "Пассажиравтотранс" так же увеличил количество машин на маршрутах, то и потребности в запчастях растут»,подчеркнул Орлов.
«Возгораний будет больше»: «Пассажиравтотранс» закупает запчасти для автобусов на 437 млн

А тем временем в Петербурге попадают в неприятные ситуации даже новые автобусы лазурного цвета, которые выпустили на городские улицы в рамках транспортной реформы. Накануне у одного из них взорвалось колесо. Произошло это на улице Моисеенко в самом центре мегаполиса, и лишь по счастливой случайности никто не пострадал.