Суббота, 13 августа 2022

20

Санкт-Петербург

Неверный шаг — и в пропасть: почему подготовка к школе грозит обернуться детской травмой

Общество
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Поддержать ребенка на пороге школьной жизни — непростая, но крайне важная задача родителей. Нужно помнить, что на первом месте должны стоять не оценки, а реальные старания и даже небольшие достижения.

Неверный шаг — и в пропасть: почему подготовка к школе грозит обернуться детской травмой

Лето стремительно подходит к своему завершению. Совсем скоро пора отпусков останется в прошлом, дети вернутся или впервые пойдут в школы. Как перевести ребенка на учебный режим и подготовить будущих первоклашек к новому этапу жизни, в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ поделилась детский психолог Анна Кондякова.

Игра и никакого давления

Перед учебным годом первоклассникам необходимо как следует отдохнуть, ведь адаптация к новому этапу в жизни может занять значительное время. Вероятно, многие родители уже выбрали портфели, костюмы и канцтовары для своих детей, но важно привить юному созданию понимание важности сбора в школу. Для этого с будущими первоклашками можно сыграть в игру, где дети сами выберут понравившиеся обложки, тетради и прочее.

Все остальные отдыхающие ученики должны начинать морально готовиться к новому учебному году примерно за две-три недели до начала занятий. После пятого класса ребенку август уже автоматически навевает мысли о скором возвращении в школу, поэтому процесс моральной подготовки в этом случае не настолько необходим.

«Но главное — не терроризировать ребенка и не лишать лета. А то многие дети еще в августе в отпуске находятся, сидят, например, на пляже около моря, а родители каждую минуту: "А ты помнишь, что тебе скоро в школу?" Не получится отдыха никакого ни маме, ни ребенку», — подчеркнула психолог.

От любви до ненависти

Если родители уже знают, во сколько будут начинаться школьные занятия, то за две-три недели до первого учебного дня можно начать примерно в это же время будить ребенка, придумывать какие-то повседневные занятия. При этом целенаправленно выстраивать режим с настроем «будешь в школу вставать в семь часов утра, поэтому тренируйся», конечно же, не нужно.

«Почему очень часто дети не любят школу? У них вся жизнь выстраивается вокруг школы, вокруг процесса обучения, а других процессов в жизни нет. Он слышит: "Обучение важно", а вот "какой я и чего хочу именно я" — игнорируется. И отсюда вся эта ненависть. Поэтому такую ситуацию категорически нельзя создавать», — отметила Кондякова.
Неверный шаг — и в пропасть: почему подготовка к школе грозит обернуться детской травмой

Как привить любовь ребенка к школе — вопрос совместной деятельности учителя начальных классов и родителей. Во-первых, младшеклассника важно хвалить за старания и небольшие достижения, а не за оценки. Во-вторых, нужно обязательно спрашивать, как прошел день в школе и что нового он узнал. Различные промахи придется обсудить и поискать решение проблем, а не переходить на крик.

«Повторюсь, ситуация, в которой школа важнее всего на свете — это ситуация, в которой он будет школу не любить и бояться», — добавила она.

Первый стресс

Первоклашки сталкиваются с новой средой и правилами, знакомятся со взрослыми и детьми — начинается процесс адаптации. Очень важно на этом этапе поддержать ребенка и донести до него мысль: «Ты можешь сколько угодно привыкать. Нужно месяц — привыкай месяц. Если ты будешь привыкать полгода, привыкай полгода».

Ругать ребенка за то, что он, к примеру, постеснялся ответить на вопрос, ни в коем случае нельзя. Процесс адаптации к первому классу весьма непрост. То, как юный школьник проживет первый год в стенах учебного заведения, повлияет на всю его школьную успеваемость в будущем.

Неверный шаг — и в пропасть: почему подготовка к школе грозит обернуться детской травмой

Первый год в школе — это кризисный период для всей семьи. Приходится перестраивать режим жизни и структуру ведения домашних дел. Если раньше ребенок после детсада только играл и отдыхал, теперь ему придется выполнять домашние задания, а это далеко не всегда весело. Первокласснику могут тяжело даваться уроки, а родителям — тот факт, что ребенок не хочет этого делать.

«В этот момент родителям нужно помнить, что на школе не сошелся клином белый свет. И если у ребенка есть возможность отложить на полчаса-час уроки, то это нужно сделать. Нужно выяснить, почему ему не нравится делать уроки, почему он отказывается их делать», — сказала специалист.

Если отказ превращается в систему, то, по словам Анны Кондяковой, нужно не ждать, что ребенок это перерастет и привыкнет, а сразу разбираться с проблемой на приеме у детского психолога. Если в детстве нет удовольствия от получения новых знаний, это отразится на всей последующей жизни.

Спешка ни к чему

Каждый ребенок адаптируется к новой обстановке в собственном темпе. Ни в коем случае нельзя давить на малыша, когда он вливается в коллектив. Если ему комфортно с одним-двумя приятелями, значит ему сейчас именно это и нужно.

Если у ребенка вообще нет друзей или он подвергается насмешкам со стороны сверстников, то это повод позаниматься со школьным психологом. В этот период с ребенком нужно разговаривать, задавать ему вопросы следующего характера:

— А как ты думаешь, почему это произошло?

— А что ты можешь сделать, чтобы с тобой подружились?

— А как я тебе в этом могу помочь?

Неверный шаг — и в пропасть: почему подготовка к школе грозит обернуться детской травмой

Кроме того, категорически нельзя ругать детей за начало процесса образования. Пропущенные буквы, неаккуратный почерк, кляксы — за все это не стоит упрекать первоклассника. Ребенок в этом возрасте не в состоянии контролировать мышцы, крупную и мелкую моторику, как это умеют делать взрослые. По словам психолога, далеко не все ученики младших классов соответствуют так называемым образовательным стандартам. И это является нормой для возраста.

«Если мы будем ругать ребенка за плохой почерк, это его абсолютно демотивирует, он никогда не будет учиться писать хорошо, потому что он для себя решил, что у него плохой почерк и ему придется постоянно за это терпеть отрицательные эмоции от взрослых. Всегда говорите: "Ты можешь лучше! Давай мы с тобой попробуем"», — посоветовала Анна Кондякова.

Причины «неудач» могут быть самыми разными, начиная от неудобной позы, в которой сидит ребенок, и заканчивая слишком быстрым для отдельного ученика темпом всего класса. Часто детей подгоняют под стандарты, которые не соответствуют реальности и биологическим особенностям возраста, совершенно забывая простую истину — все люди разные, как и типы нервной системы.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, как петербуржцам собрать детей в школу и не остаться с пустым кошельком.