Понедельник, 03 октября 2022

7

Санкт-Петербург

Неясный свет в конце Орловского тоннеля: зачем Петербургу спорный проект середины XX века

Городские чиновники вспомнили о планах проложить Орловский тоннель. Проект транспортной подводной переправы появился впервые в Генплане Петербурга еще в далеком 1948 году. В начале нашего столетия к проекту вернулась губернатор города Валентина Матвиенко, спустя четыре года, в 2011-м, все разработки с потерями для бюджета свернула администрация Георгия Полтавченко. Помнят ли власти об экономических последствиях отмены принятых ранее решений, разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Неясный свет в конце Орловского тоннеля: зачем Петербургу спорный проект середины XX века

В своих лучших традициях Смольный продолжает череду громких анонсов проектов транспортной инфраструктуры города. Лозунги все громогласнее, обещания «жирнее». Если бы не щедрые на слова городские власти, петербуржцы бы так и не узнали, какое светлое будущее у них впереди. На этот раз Смольный вспомнил о строительстве Орловского тоннеля под Невой с пропускной способностью 60 тыс. транспортных средств в сутки, который должен связать Смольную и Свердловскую набережные.

Впервые о нем заговорили еще после войны (в Генплане 1948 года), более детально — уже в начале этого века при губернаторе Валентине Матвиенко. Однако в 2011 году от планов отказалась уже новая администрация. Георгий Полтавченко разорвал все договоренности о строительстве тоннеля с концессионером — предприятием ООО «Невская концессионная компания». Проект свернули из-за возросшей с 49 до 78 млрд стоимости строительства.

Процесс тогда сопровождался целым рядом судебных разбирательств (стороны дошли до Верховного суда). Городская администрация в 2016 году заявила, что в случае продолжения строительства Орловского тоннеля дополнительные потери бюджета Петербурга могли превысить 20 млрд рублей, не считая дальнейших бюджетных субсидий на компенсацию инвестору эксплуатационных рисков. Однако еще до отмены проекта компания получила из бюджета 1,2 млрд рублей.

Неясный свет в конце Орловского тоннеля: зачем Петербургу спорный проект середины XX века

И вот о многострадальном Орловском тоннеле заговорили вновь. К планам вернулись с подачи московской проектной организации. Группа «ВИС» совместно с институтом Метрогипротранс и Корпорацией развития «ВЭБ.РФ» участвует в проработке проекта строительства Орловского тоннеля. В настоящее время определяются основные параметры проекта, который может быть реализован в формате концессии.

«Предварительно нашими специалистами, а также руководством и специалистами Санкт-Петербурга были проведены тщательные проработки, обсуждения и согласование технических и финансовых параметров этого объекта. Мы по собственной инициативе разработали инженерно-техническую документацию (стадия предпроект). В случае принятия решения городом и концессионером о реализации проекта строительства Орловского тоннеля, мы приступим к разработке документации», — сообщила НЕВСКИМ НОВОСТЯМ пресс-служба Метрогипротранса.

Подводная переправа, безусловно, городу нужна. Мосты Петербурга не справляются с транспортным потоком. Однако не наступает ли город второй раз на одни и те же грабли, то есть тоннель. Гендиректор Архитектурной мастерской Сергей Бобылев подтвердил, что коммуникации между берегами Невы не хватает, но возрожденный проект не смотря на свою почти вековую историю остается сырым.

«Место для его прокладки определено, территория зарезервирована, через какое-то время мы вернемся к этому вопросу. Проект есть, но может быть технические вопросы не до конца проработаны. Планировочные решения, выход на поверхность и транспортные развязки — все определено. Вопрос финансов, может быть, надо пересчитать», — поделился специалист.
Неясный свет в конце Орловского тоннеля: зачем Петербургу спорный проект середины XX века

Проект до сих пор финансово не обоснован. Помнят ли власти об экономических последствиях отмены принятых ранее решений, остается под большим вопросом. Город может ввязаться в очередную финансовую авантюру, которая закончится бюджетными потерями.

«В том, что его построят в ближайшее время, я сомневаюсь. Это вопрос финансовых возможностей. Есть более важные вопросы. Мы не успеваем со строительством метрополитена, со скоростным трамваем проблема. А это пока терпит», — заключил Сергей Бобылев.

Отголоски финансовых прорех данной инициативы идут рука об руку с недовольством жителей. Стоит ли говорить, что в этом вопросе за прошедшие годы тоже ничего не сдвинулось с мертвой точки? Политолог Владимир Соловейчик в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ, заявляет, что все очевидно.

«Я категорически против реализации проекта по строительству Орловского тоннеля. Хотя говорить о проекте пока нельзя, пока это лишь идея. Первая попытка реализовать этот проект в 2006–2007 годах встретила огромное сопротивление жителей Калининского и Красногвардейского районов. Проходили массовые акции протестов. Столкнувшись с этим сопротивлением, еще и в условиях начавшегося затем кризиса, власть отступила и как только Георгий Полтавченко стал губернатором Петербурга, он принял решение об отказе от этой авантюры, закрыл проект тоннеля. За это люди до сих пор говорят ему спасибо. Это тот плюс, который несмотря ни на что остается за Полтавченко в нашей памяти, — заявил эксперт. — Сейчас разговоры актуализировались в связи с обсуждением нового генплана Петербурга. Я знаю, что многие жители подавали поправки в документ с требованием сохранить зеленые зоны. В том числе и сада Нева, Полюстровского парка. Между тем, именно в этих зонах планировалось сделать выводы из тоннеля на поверхность. То есть эти зеленые зоны будут ликвидированы, если проект реализуют. Много недовольства у людей это вызывает, люди готовы выходить на улицы».
Неясный свет в конце Орловского тоннеля: зачем Петербургу спорный проект середины XX века

Ни о каком системном подходе и четкой концепции, несмотря на проектные разработки московских специалистов, речи пока не идет. Для реализации проекта необходим системный анализ, которого нет. И в этом отчетливо, памятуя многострадальную транспортную реформу, угадывается почерк Смольного.

«Идея вновь завитала в воздухе после того, как в городском правительстве появился Максим Соколов — главный лоббист этой идеи в нулевые годы. Это тот самый идеолог транспортной реформы, который, не доведя ее до конца, сбежал из правительства, не отчитавшись о проделанной работе», — заявил политолог Владимир Соловейчик.

Строительство тоннеля под Невой, соединяющего Смольную и Свердловскую набережные, включено в новый проект Генплана Петербурга. Представленный общественности несколько недель назад документ вызвал в городе волну негодования. Петербуржцы за отведенное на общественное обсуждение проекта время предъявили Смольному более 11 тысяч поправок. Недостатки главного градостроительного документа Петербурга в интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ перечислил петербургский бизнесмен Евгений Пригожин. В том числе, он упомянул и «удивительный» Орловский тоннель, идею которого «обсуждали сотни и тысячи раз и каждый раз принимали решение, что его экономическая эффективность настолько низкая, что смысла в строительстве никакого нет».

Возможно, все не идущие на руку городским властям рассуждения бесполезны. Ведь планы Смольного пока перекрыты безопасными терминами «предпроектные решения». А как быстро реализуются в Петербурге транспортные инициативы, уже не раз рассказывали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.