Вторник, 06 декабря 2022
-6

Санкт-Петербург

«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта

Город
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Начавшаяся накануне ночью в Кронштадте масштабная транспортная операция по перевозке корпуса подлодки К-3 к месту вечной стоянки в парке «Остров фортов» приковала внимание горожан и журналистов. Почему корпус подлодки длиной 107 метров и весом около 2,5 тысячи тонн авторы проекта решили доставить наземным, а не водным путем, узнали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта

Ранним утром 9 октября в Кронштадте успешно завершилась первая часть масштабной инженерной операции по перевозке корпуса первой отечественной атомной подлодки К-3 из портового терминала «Моби Дик» к месту вечной стоянки в парке «Остров фортов», где ей предстоит стать кораблем-музеем.

Ночь. Улица. Фонарь. Подлодка.

Инженерная операция по наземной транспортировке корабля такого размера на расстояние около пяти километров проводится в России впервые. Чтобы подлодка могла проехать на специальной самоходной платформе по узким улицам Кронштадта, ее корпус был разделен на две практически равные части длиной около 50 метров каждая. Первой по сухопутному маршруту отправилась кормовая часть К-3. За безопасностью ночной спецоперации следил оперативный штаб под руководством главы районной администрации Олега Довганюка. Посмотреть на транспортировку подлодки, несмотря на позднюю ночь, собрались сотни жителей Кронштадта, десятки журналистов и руководство проекта «Остров фортов» во главе с бессменным лидером Ксенией Шойгу. О своих впечатлениях и планах по музеефикации К-3 она рассказала собравшейся прессе.

«Это исторический момент для всех нас, для "Острова фортов" и для К-3. Порядка восьми месяцев планировалась операция, работало в кооперации около восьми предприятий. Переживаю за каждый метр, все продумали, все учли. Очень много нам помогали комитеты города, пришлось переносить инженерные коммуникации, сети освещения, знаки. Огромное количество дополнительных плит было уложено, чтобы лодка могла нормально входить в развороты и доехать до музея. К 13 октября планируем все закончить и состыковать обе части подлодки на месте стоянки», — рассказала Ксения Шойгу.

Несмотря на разделение лодки на две части для транспортировки, инженерам с помощью городских властей пришлось проделать немалую работу по подготовке улично-дорожной сети Кронштадта для приема такого «гигантского автопоезда». По маршруту движения были демонтированы дорожные знаки, перенесены опоры освещения и даже один фрагмент теплосети, вырублено несколько деревьев. Все это стало бы невозможным без активной помощи организаторам со стороны администрации Кронштадтского района Петербурга.

«В ночь на 9 октября жители Кронштадта стали свидетелями уникальной операции: подводная лодка "Ленинский комсомол" из терминала "Моби Дик" начала путь по улицам города. На первом этапе кормовая часть подводной лодки перемещалась на специальных самоходных осях по улице Гидростроителей, Цитадельскому шоссе, улице Литке, Кронштадтскому шоссе до временной стоянки на участке Кронштадтского шоссе. Во время операции движение транспорта на Кронштадтском шоссе не перекрывалось. Транспортировка проходит ночью, чтобы не мешать работе общественного транспорта. Следующим этапом станет движение подводной лодки в ночь с 9 на 10 октября от стоянки на Кронштадтском шоссе по Цитадельской дороге в Музей военно-морской славы в парке "Остров фортов". По пути следования лодки, чтобы расширить дорожное полотно в местах поворотов, были проложены дополнительные плиты. После завершения всех этапов транспортировки подводной лодки в музей дорожная инфраструктура будет восстановлена», — сообщила пресс-служба администрации района.

Сам глава Кронштадтского района Олег Довганюк всю спецоперацию находился в центре событий, руководя оперативным штабом, но от общения с прессой отказался, ограничившись коротким комментарием: «Все под контролем, по плану, и не такие задачи решали». К слову, глава Кронштадта сам является офицером подплава, закончил службу в ВМФ России в 2016 году в чине капитана 1 ранга.

«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта

Носовая часть подлодки К-3 с ходовой рубкой проедет по этому маршруту в ночь с 12 на 13 октября. Воссоединение носа и кормы легендарного подводного корабля в месте вечной стоянки организаторы планируют на 13 октября, в честь этого события в парке «Остров фортов» обещают устроить торжественную церемонию.

Водитель подлодки, прижаться к обочине!

«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта

Посмотреть на грандиозную транспортную операцию ночью собрались и многочисленные жители Кронштадта, благо шедший на острове весь вечер неприятный дождь прекратился как раз к началу движения корпуса подлодки. Многие приходили целыми семьями, а местные блогеры вели стримы в социальных сетях.

«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта

Больше всего повезло жителям улицы Гидростроителей и Цитадельского шоссе, окна квартир которых выходят на проезжую часть. За движением автопоезда с подлодкой на борту, высота которого доходила до шестого этажа, они смогли наблюдать не выходя из дома.

«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта

Звучали шутки: «Водитель подлодки, прижаться к обочине»; «Штурман подлодки задержан за выезд под кирпич»; «Ночь, улица, фонарь, подлодка».

Большинство жителей Кронштадта так или иначе связаны с Военно-морским флотом. Они служат на флоте или служили в прошлом, работают на местном морском заводе, где, кстати говоря, К-3 готовили к транспортировке, поэтому подводной лодкой их не удивить. Но, конечно, не на проезжей части.

В целом кронштадтцы позитивно относятся к идее установки первой отечественной подлодки К-3 в качестве памятника в Кронштадте.

«Хорошо, что не попилили на иголки. Это же первая атомная подлодка в СССР, наша история нашего подводного флота. Первая на Северном полюсе всплыла. Будем гордиться, что в нашем Кронштадте установили, мы же военно-морская столица России, и парад главный у нас проходит и все офицеры флота проходят так или иначе через Кронштадт курсантами на практике. Главное, чтобы не сделали из нее аттракцион с попкорном, а сделали настоящий музей, чтобы было что показать молодым. Ведь это очень тяжелая служба, на подлодках», рассказал Вячеслав, житель Кронштадта, капитан 2 ранга в отставке.

Впрочем, звучали и недовольные голоса. Жители говорили, что ради транспортировки подлодки разрушили часть инфраструктуры, вырубили деревья, и опасались, что все так и останется после завершения операции. Другие пытались подсчитать стоимость проекта и возмущались, что десятки, а то и сотни миллионов идут на музей, когда в Кронштадте дефицит рабочих мест и слабая социальная инфраструктура.

Вопрос про «город изуродовали ради подлодки» Ксении Шойгу задали и журналисты, но она опровергла домыслы о том, что городское благоустройство не будет восстановлено.

«Конечно, все будет приводиться в порядок, будут восстанавливаться даже деревья, которые пришлось убрать. Ничего не останется раскопанным или неубранным», сказала она.
«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта

Что же касается развития социальной инфраструктуры Кронштадта, создатели парка разводят руками: это не их полномочия или задачи, этим должны заниматься власти Санкт-Петербурга. Но представители «Острова фортов» не раз заявляли о создании нескольких тысяч рабочих мест для жителей Кронштадта после завершения строительства парка. В частности, для обслуживания корабля-музея К-3 будут приглашаться отставные военные моряки, которых в Кронштадте живет достаточно много.

Легендарный «Ленинский комсомол» обрел заслуженный статус корабля-музея

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» — первый атомный подводный боевой корабль, построенный в СССР в 1955–1958 годах в абсолютной секретности. Для ВМС США тогда стал неприятным сюрпризом факт, что советская страна, еще не конца оправившаяся от потерь Великой Отечественной войны, смогла в кратчайшие сроки спроектировать и построить подводную лодку с двумя атомными реакторами, способную наравне противостоять новейшим американским субмаринам того времени.

«Переживаю за каждый метр»: Шойгу рассказала, почему атомную подлодку К-3 везут в музей по дорогам Кронштадта

Первую атомную подлодку проектировали лучшие ученые СССР. По воспоминаниям участников, все проектировалось практически с нуля в обстановке максимальной секретности.

4 июля 1958 года буксиры отвели от заводского пирса подводную лодку черного цвета необычной архитектуры — первый советский атомоход. В 10 часов 3 минуты академик А. П. Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки корабля, сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар», приводит архивные материалы о создании подлодки ТАСС.

В июле 1962 года, впервые в истории отечественного ВМФ, атомоход К-3 совершил первый поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Вместе с экипажем командир Лев Жильцов вел подлодку прямо к Северному полюсу. В то время не было подробной карты с отметками глубин и подводных вершин — подлодка передвигалась фактически вслепую. В какой-то момент акустики заметили: глубина под килем резко снизилась. Так был обнаружен подводный хребет на дне Северного Ледовитого океана, это стало крупнейшим географическим открытием ХХ века. Вклад первой советской атомной подлодки в открытие отметили, назвав в ее честь одну из вершин подводного хребта — Ленинский комсомол.

За 30 лет боевой службы через К-3 прошли тысячи подводников, по сути она стала колыбелью атомного подводного флота СССР. «Ленинский комсомол» окончательно устарел как боевая единица в 80-х годах прошлого века, но моряки стали использовать К-3 как учебную подлодку. В 1995 году корабль окончательно вывели из боевого состава флота. За время службы он прошёл 128 443 мили, проведя в походах 14 115 часов.

Тогда же над К-3 нависла угроза полной утилизации. Из подлодки вырезали реакторный отсек, а сама она ждала разделки на металл на заводе. Но в среде ветеранов ВМФ и историков флота зазвучали голоса о необходимости сохранить «Ленинский комсомол» в качестве корабля-музея, памятника подвигам советских и российских подводников. Процесс утилизации был приостановлен, но долгое время было непонятно, где К-3 сможет быть установлена.

Вопрос разрешился с началом создания в Кронштадте исторического парка «Остров фортов», посвященного истории российского флота. Создатели парка разработали концепцию музеефикации К-3 на берегу Финского залива, и в прошлом году «Ленинский комсомол» по внутренним водным путям перевезли из Северодвинска в Кронштадт и начали готовить к установке на вечную стоянку. Так самая первая отечественная атомная подлодка К-3 была спасена для нашей истории и будущих поколений.