Суббота, 10 декабря 2022
-5

Санкт-Петербург

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Внутренний туризм в России все больше набирает популярность. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали еще об одном малоизвестном туристическом маршруте, который, выехав утром из Петербурга, можно пройти всего за один день, вернувшись вечером обратно в Северную столицу. Почему всем любителям русской старины стоит поехать на ретропоезде в Куженкино, читайте в нашем материале.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Селигер — большое и красивое озеро на северо-западе Тверской области. Здесь находятся истоки Волги, здешние леса своей красотой не уступают карельским, здесь сохранилось множество уникальных исторических памятников. Столица же селигерского края — маленький городок Осташков — невероятная и очаровательная российская глубинка. Поехать туда стоит на ретропоезде «Селигер» из Бологого. Того самого, которое, как в песне поется, где-то между Петербургом и Москвой.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Лайфхак от НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ

  • Ехать в Осташков одним днем советуем именно по железной дороге. Автомобильные трассы в Тверской области хоть и активно ремонтируются в последнее время, по оценке большинства опрошенных водителей все равно оставляют желать лучшего и могут испортить все впечатление от путешествия.
  • Ретропоезд «Селигер» ходит из Бологого в Осташков как обычная электричка, а это значит, что и стоимость билета на него — самая обычная, без туристической наценки (самый дорогой взрослый билет туда и обратно обойдется в 614 рублей, дети до семи лет ездят бесплатно). По выходным на радость фотографам-любителям к стилизованным вагонам присоединяется паровоз.
  • Билет на ретропоезд — тоже не простая белая бумажка из кассового аппарата, а настоящий сувенир. Кому покажется мало, могут купить магнитик на холодильник и набор открыток у проводниц Любови и Виктории.
  • В субботу и в воскресенье поезд стартует из Бологого в 09:15 утра. Петербуржцам и москвичам лучше добираться к отправлению на «Ласточке» или «Сапсане», остальным советуем заночевать в соседнем Вышнем Волочке, Бологое не славится своими гостиницами.
  • Маршрут ретропоезда составляет около 120 км. Путь в Осташков на полчаса дольше, чем в обратную сторону. Все дело в «изюминке» путешествия — стоянке на станции Куженкино, которую ни в коем случае нельзя пропустить. Время, за которое паровоз производит экипировку, заправляется водой, пассажиры могут провести на станции-музее. Организованная сотрудниками пригородной пассажирской компании профессиональная экскурсия — бесплатная.
  • На обратном пути стоянка в Куженкино занимает всего 5 минут, и никакой экскурсии в это время уже не проводят. А в будние дни станция и вовсе работает в обычном режиме, вагоны поезда «Селигер» ходят под современным тепловозом.
  • Несмотря на ретро-оформление, вагоны поезда не уступают по комфорту самым современным: сидения удобные, мягкие, откидываются, как в салонах самолетов. Вагоны только стилизованы под ретро, но на самом деле недавно выпущены Тверским вагоностроительным заводом.

Станция-музей

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Бологое-Полоцкая железная дорога, построенная в этих краях в 1902–1907 годах на французские деньги (правительство Франции выделило на нее 53 млн рублей в обмен на политический союз против Германии), связала центр России с западными границами. Она рассматривалась как стратегическая магистраль для переброски войск в Первую мировую. Сейчас же ее по праву называют заповедной.

Во-первых, за вокзалы, выстроенные в едином стиле. На Бологое-Полоцкой линии станционные здания даже на глухих разъездах посреди лесов и болот по замыслу киевского архитектора Станислава Воловского были отделаны выразительным декором, украшены шпилем, флюгером и мансардой. И хотя оригинальный флюгер на башне в Куженкино не сохранился, новый экземпляр полностью ему идентичен.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Такие, как тут, деревянные вокзалы в свое время были аттестованы на низший IV класс. Это типовой образец. (В Осташкове, Торопце, Великих Луках, Невели и на других крупных станциях здания возводили из кирпича, они куда лучше сохранились и классом выше.)

Во-вторых, именно на этой железнодорожной ветке появилось все лучшее, что могла дать людям цивилизация начала ХХ века: почта, телеграф, буфет с рекламными плакатами эпохи модерна, раздельный зал ожидания для пассажиров I–II и III–IV классов, теплая уборная с ватерклозетом для состоятельных путешественников и отдельно стоящий туалет для остальных пассажиров, багажное отделение. На линии действовала электрожезловая система Вебба-Томпсона, а движением управляли семафоры по системе Макса Юделя. На всех станциях работали телефоны фирмы «Л. М. Эрикссон». И хотя дорога была однопутной, мосты на ее протяжении строились под два пути — учитывали на будущее.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Увы, горнило Великой Отечественной войны не пощадило большинство типовых станций этой линии. Сегодня на участке от Бологого до Великих Лук сохранились только три деревянных вокзала: Куженкино, Баталино и Скворцово. И только на станции Куженкино открыт музей с уникальным комплексом построек начала XX века: зданием вокзала, водонапорной башней, керосиновым погребом, стрелочным переводом, который можно потрогать собственными руками, и гидроколонкой, на которой и по сей день заправляется самый настоящий действующий паровоз.

Очень атмосферное, словно застывшее вне времени местечко. И только современные автомобили, то и дело попадающие в кадр, напоминают путешественникам, что на дворе ХХI век.

Еще одна примета нынешнего времени — QR-коды с информацией об объектах. В Круженкино они повсюду, но глаз не режут, не разрушают старинную ауру. Сигнал интернета ловится сносно.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Перед входом в зал ожидания со стороны пассажирской платформы на здании вокзала есть специальное место для станционного колокола. Его подвешивают по субботам, когда приходит пригородный из Бологого на паровой тяге. Три удара как в старину предупреждают пассажиров об отправлении, словно говорят: «Ваше время в прошлом истекло. Возвращайтесь в свой суетный век с его бурлящими информационными потоками, Telegram-каналами, фастфудом и автомобилями без водителей, их вот-вот начнут тестировать на М-11». Тем ценнее кажется прикосновение к атмосфере неспешных железнодорожных путешествий в духе столетней давности.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

И хотя планировка вокзала в Куженкино за все годы эксплуатации претерпела серьезные изменения, здесь воссоздали те самые отдельные залы ожидания для пассажиров разных сословий. Оригинальное убранство сохранили лишь помещения почты, телеграфа и само место дежурного по станции. Аппаратура — второй половины ХХ века, но все равно уже архаика.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Восторг вызывает подлинная, чудом уцелевшая и, что немаловажно, рабочая «утермарковская» печь с медной заслонкой, диваны-скамьи с резными вензелями аббревиатуры не менее могучего ведомства М. П. С. (Министерство путей сообщения), антикварный самовар и конторка с жалобной книгой.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино
«Чайку бы!», вырвалось у нашего корреспондента при виде буфетной стойки для пассажиров I и II классов.

Элла Шекеева, экскурсовод станции Куженкино, рассмеялась: не мы одни такие просим восстановить исторический буфет.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Конечно же, по станции можно пройтись и в одиночку, без экскурсовода. В зале ожидания для пассажиров низших сословий в хронологическом порядке размещены тематические стенды об истории Бологое-Полоцкой железнодорожной линии, начиная с проектирования и заканчивая позднесоветским периодом. Но, поверьте опытным путешественникам, прочесть все за получасовую стоянку, как ни старайтесь, не успеете. А ведь хочется еще пройтись по залам, вдоль платформы с фонарями и кленами. Кстати, фонари в Куженкино точь-в-точь как на дореволюционных снимках. Реставраторы ничуть не приукрасили действительность.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино
Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Керосиновый погреб.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Что находится внутри водонапорной башни, к сожалению, посмотреть не удалось. По словам Эллы, там кирпичные полы, выложенные незамысловатым узором «под паркет», и крутая винтовая лестница, ведущая к водяным бакам. Но наверх нас без санитарных книжек все равно не пустили бы, все-таки стратегический объект с запасами воды.

Башня — архитектурная доминанта всех станционных построек, по своему стилю она перекликается с керосиновым погребом. И, надо сказать, выигрывает по сравнению с аналогичной постройкой в самом Бологом.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Ручной стрелочный перевод с флюгаркой в Куженкино демонстрационный. Он установлен здесь специально для туристов, которые в очередь становятся, чтобы сфотографироваться и перевести стрелку. Все ручные стрелки на железной дороге демонтировали еще в 2017-м. Но создатели музея словно почувствовали, что без них старинная станция утратила часть своего шарма, и так появилась уникальная деталь экспозиции.

Стрелка и паровоз. Именно они принесли субботним днем в этот медвежий угол Тверской области тот самый дух странствий, наполнили его размеренным стуком колес, гудками, запахом горящего угля и паром, так эффектно расходящимся по обе стороны от машины в момент начала движения.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Про медвежий угол упомянули не для красного словца: наиболее вероятное происхождение названия Куженкино, по словам экскурсовода, от устаревшего финно-угорского слова «куженя» или «кружеля», что в переводе означало медвежонок.

Что интересно, с момента своего основания еще в XVI веке расположение деревни Куженкино несколько раз смещалось вслед за Московско-Новгородским трактом, который в те далекие времена не имел ни постоянных географических координат, ни какого-либо покрытия. И только с появлением в этих местах железной дороги и станционного поселка все встало на свои места.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Путь на Осташков

Кажется, самые колоритные малые города России — именно тверские. В них можно видеть эдакий купеческий центр, сложившийся в конце XVIII — начале XIX веков. Этот центр, как правило, небольшой, но целостный. Даже в Торопце, несмотря на его богатую ратную историю, на два (или даже три) средневековых городища, гораздо большее внимание привлекают к себе двухэтажные домики, построенные в традициях неповторимого «торопецкого барокко», словно сошедшие с иллюстраций гоголевского «Ревизора» или «Мертвых душ», пушкинского «Евгения Онегина» или грибоедовского «Горя от ума».

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Не соврем, если скажем, что Осташков — город контрастов. И не только по части благосостояния, соседства современных особняков с простой, без изысков, ратушей времен Петра Великого. Один только памятник Ильичу на фоне колоколенки разрушенной Преображенской церкви чего стоит! Наглядная иллюстрация современной истории России со всеми ее перипетиями.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Здесь интересно все: и совершенная прямоугольная планировка, и необычная архитектура домов с мезонинами — каменных и деревянных, — и бесконечная зелень, делающая улицы похожими на аллеи. Это впечатление уездного городка N из русской классики не может разрушить ни некоторая запущенность фасадов, ни обилие магазинов вроде «Охотник» или «Рыболов» для отдыхающих из столиц. Ох уж эти улицы, на которых чередуются каменные и деревянные особняки осташковских купцов!

Вдумайтесь! При перепланировке уездных городов в XVIII веке именно планировка Осташкова была взята за образцовую для прочих уездных городов Российской империи (как в 1763 году новая регулярная планировка Твери была признана за эталонную для губернских городов).

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

В XIX веке Осташков считался передовым уездным городом, тут появились одни из первых в России больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, мощенные булыжником улицы, добровольная общественная пожарная команда.

Впечатлены? Мы тоже!

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

И по этой аутентичной местности теперь курсируют ретропоезда на паровой тяге, позволяя нам, людям из будущего, одним глазком, пусть всего на денек, заглянуть в век минувший.

Ретропоезд «Селигер» курсирует по заповедной зоне Октябрьской железной дороги, которая была создана в декабре 2013 года на участке Бологое — Великие Луки с прилегающей ветвью Соблаго — Торжок. В настоящее время этим участкам путей нет равных в России по исторической сохранности и целостности архитектурных сооружений и объектов железнодорожной инфраструктуры. Около 200 из них взяты под охрану государством как объекты культурного наследия, восстановлены, отреставрированы и представлены взорам туристов. Спешите видеть!

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино
Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Бологое. Постскриптум

И вот уже пора прощаться с ретропоездом. Проводницы в форме прошлого века с иголочки собирают аудиогиды, которые раздавали пассажирам во время пути. Приветливый машинист машет рукой на прощанье и дает последний гудок, желая счастливого пути уже на современном «Сапсане». В Бологом тот останавливается всего на минуту. Еще не Питер, уже не Москва, но ритм двух больших городов захватывает и увлекает.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

А пока есть время прогуляться вокруг. Недавно рядом с вокзалом в Бологом поставили памятник великому барду Владимиру Семеновичу Высоцкому, гостившему в городке.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Кстати, Бологовский железнодорожный вокзал тоже исторический, построен в 1851 году. Каменное здание в стиле классицизма так впечатлило французского писателя Теофиля Готье, что после визита сюда он написал заметку, назвав вокзал великолепным сооружением, где краснокирпичные оттенки выгодно сочетаются с белым камнем.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино
Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Водонапорная башня, что высится на горизонте, конечно, не чета той, что мы видели в Куженкино, но тоже старинная. Она появилась в 1911 году для снабжения водой проезжающих мимо поездов. Несмотря на почтенный возраст, сооружение сохранилось в прекрасном состоянии.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Паровоз серии Л из 1940-х. В военную пору он перевозил оружие, продовольствие, но главное — раненых красноармейцев и мирных жителей, бегущих из оккупированных фашистами районов.

А завершает небольшую экскурсию по привокзальной площади Бологого мемориал летчику Маресьеву. Кто же из нас не читал «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого! Оказывается, в годы Великой Отечественной войны Маресьев служил в 580-м истребительном авиационном полку, который базировался в Бологовском районе. Его легендарный Як-1 застыл на гранитном постаменте напротив вокзала.

Вперед в прошлое: ретропоезд на паровой тяге отвезет в столицу селигерского края и доставит на станцию Куженкино

Проведя целый день в своеобразном железнодорожном туре, журналисты НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ вынесли свой вердикт: это ноу-хау отечественной туриндустрии, новое направление для отдыха, которое может и должно пользоваться заслуженным спросом. Ведь поезда в России ходят даже туда, куда не ведут дороги. А билеты стоят недорого: пассажир оплачивает только тариф без всевозможных наценок. Организовать досуг в городах назначения можно самостоятельно, все необходимое для этого есть. А можно выбрать из предложенного на том же сайте РЖД вместе с покупкой билетов, спланировать маршрут и договориться с гидом заранее. Именно так мы и поступили: договорились с Эллой Шекеевой, что обязательно вернемся в Куженкино. Мы ведь не все рассмотрели, не все фотографии сделали.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали про путешествие из Петербурга на атмосферном ретропоезде «Рускеальский экспресс».