Пятница, 09 декабря 2022
-2

Санкт-Петербург

Русский гений на чужбине: как сегодня выглядит могила выдающегося композитора Стравинского в Венеции

Культура
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Рядом со Стравинским погребена его вторая супруга, художница Вера Боссе. Их брак продлился более 30 лет.

Русский гений на чужбине: как сегодня выглядит могила выдающегося композитора Стравинского в Венеции

Игорь Стравинский по достоинству занимает место в плеяде выдающихся русских композиторов. За неповторимость и техническое совершенство сочиненной музыки Стравинского стали именовать Великим Игорем наподобие знатных особ. Композитор творил бок о бок с величайшими художниками Николаем Рерихом и Александром Бенуа, которые придумывали декорации к балетным постановкам. Симбиоз музыки и живописного искусства рождал выдающиеся произведения, навсегда вошедшие в анналы мировой культуры, в частности театра.

Вспоминая детство и юность, Стравинский отмечал, что его уникальный дар начал проявляться при прослушивании пения крестьян в деревеньке Льзи под Петербургом, куда его привозили родители. Юный гимназист мог наслаждаться фольклорными произведениям часами, а вот учеба давалась ему тяжело: мальчик очень часто оказывался на волоске от отчисления из-за неуспеваемости и прогулов.

«Возвращаясь вечером с полей, крестьянки в Льзи пели приятную спокойную песню, в течение всей жизни всплывающую в моей памяти в ранние вечерние часы досуга. Они пели в октаву — конечно, без гармонизации, — и их высокие, резкие голоса напоминали жужжание миллиарда пчел. Ребенком я никогда не отличался особенно развитой памятью, но эта песня запечатлелась в моем сознании с первого же раза», писал Стравинский в своих дневниках.

Ни мать, ни отец не воспринимали всерьез увлечение сына, желая для него карьеры юриста. Однако юноша продолжал упорно заниматься, брать уроки гармонии у Федора Акименко. Также большую роль в становлении гения сыграл еще один педагог Василий Калафати. Он учил Стравинского прибегать к слуху как к первому и последнему критерию при сочинении и исполнении музыки.

Учась на юридическом факультете в Петербурге, Стравинский продолжал постигать азы музыкального мастерства, посещал выступления Николая Римского-Корсакова. С ним он практиковал музыкальную композицию, а с 1902 года пробовал сочинять собственные произведения. Шестью годами позднее Стравинский посвятил его памяти «Погребальную песнь».

Настоящий прорыв Стравинского состоялся после премьеры балета «Жар-птица», написанного специально для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Но конечный результат не устроил композитора: он считал, что музыка работает «в рассинхрон» с хореографическим рисунком. День первого показа балета — 25 июня 1910 года — тем не менее стал знаковым в биографии Стравинского. За «Жар-птицей» последовали и другие балеты: «Петрушка», «Весна священная», а также опера «Соловей», опера-балет «История солдата», балет по мотивам русских сказок «Байка про лису, петуха, кота да барана».

Русский гений на чужбине: как сегодня выглядит могила выдающегося композитора Стравинского в Венеции

После триумфа Коммунистической революции Игорь Стравинский принял решение покинуть Родину навсегда. До 1917 года он имел опыт работы за границей, путешествовал по Европе. Однако возвращаться в действительность разрушенного императорского уклада композитор не стал. Слом эпох он называл судьбоносным испытанием вкупе с личными неудачами.

«Этот период, конец 1917 года, был одним из самых тяжелых в моей жизни. Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишен последних средств к существованию. Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны», вспоминал Стравинский много лет спустя.

Жизнь во Франции, куда композитор в итоге перебрался, оказалась не менее насыщенной по части творческих открытий, нежели период в России. После 1919 года на свет появились произведения «Пульчинелла», «Мавры», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Царь Эдип», «Персефона» и другие оперы и балеты, а также произведения на стыке двух видов искусства.

Музыковеды и биографы отмечали, что Стравинскому не чужд русский стиль, который, как им казалось, в поздние годы постепенно стал отходить на второй план. В ответ на упреки и колкие замечания о нейтральной атмосфере творчества Стравинский парировал:

«Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».

В 1967 году Игорь Стравинский планировал посетить СССР, однако незадолго до знаменательной поездки тяжело заболел. В этот период он приступил к обработке духовных песен Хуго Вольфа. Спустя четыре года композитора не стало на 89-м году жизни. Похоронили его на кладбище Сан-Микеле в Венеции, неподалеку от могилы единомышленника Сергея Дягилева.

Вот как надгробие музыкального гения выглядит сегодня.

Русский гений на чужбине: как сегодня выглядит могила выдающегося композитора Стравинского в Венеции
Русский гений на чужбине: как сегодня выглядит могила выдающегося композитора Стравинского в Венеции
Русский гений на чужбине: как сегодня выглядит могила выдающегося композитора Стравинского в Венеции

На том же кладбище в последний путь проводили советского поэта Иосифа Бродского. Как сегодня выглядит надгробие нобелевского лауреата, показал корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.