Среда, 07 декабря 2022
-6

Санкт-Петербург

Успеть сдать «Казаковскую»: Метрострой Северной столицы манипулирует контрактами в надежде уложиться в сроки Беглова

Город
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

У акционерного общества «Метрострой Северной столицы» (МССС) начали поджимать сроки по строительству обещанной горожанам губернатором станции метро «Казаковская». Компания недавно объявила тендер с завышенной ценой, а летом поторопилась с объявлением одного из конкурсов, и в итоге даже отменила его из-за плохо проработанного технического задания. К чему может привести спешка ради даты, названной Бегловым, узнали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Успеть сдать «Казаковскую»: Метрострой Северной столицы манипулирует контрактами в надежде уложиться в сроки Беглова

Долгожданную для жителей юго-запада Петербурга станцию «Казаковская» новые метростроители Петербурга пытаются успеть достроить к объявленному губернатором Александром Бегловым сроку — 2024 году. Скорее всего, этим можно объяснить лихорадочную суету менеджеров МССС по поиску подрядчиков на поставку материалов и строительство работ — по мнению экспертов, по завышенным ценам.

Дорогой шпунт Ларсена

Несколько дней назад АО «МССС» объявило о закупке свыше 361 тонны так называемого шпунта Ларсена Л5-УМ для строительства вестибюля станции «Казаковская». Потратить планируют почти 50 млн рублей. НЕВСКИЕ НОВОСТИ изучили детали контракта и выяснили, что компания торопится с поисками подрядчиков на достройку объекта и готова выделить на это больше необходимого, однако эксперты все равно сомневаются в том, что она вовремя введет станцию в эксплуатацию.

Шпунт Ларсена представляет собой металлический профиль в виде желоба c закругленными краями боковых стенок (пазами) или замками. Его в начале XX века придумал немецкий инженер, в честь которого его и назвали. Этот стройматериал забивают в землю как сваи и используют в качестве стены, которая может разделять воду и грунт (или разные типы грунтов). Такой шпунт относительно недорогой. За счет этого его можно не извлекать из земли, а оставить прямо там после окончания работ.

В пресс-службе АО «Метрострой Северной столицы» подтвердили, что шпунт Ларсена действительно закупается для сооружения фундамента здания. Обозначенного в техзадании количества должно хватить для обеспечения всего объема работ.

Успеть сдать «Казаковскую»: Метрострой Северной столицы манипулирует контрактами в надежде уложиться в сроки Беглова

Договор с будущим подрядчиком будет действовать с момента подписания до 31 марта 2023 года.

Успеть сдать «Казаковскую»: Метрострой Северной столицы манипулирует контрактами в надежде уложиться в сроки Беглова

НЕВСКИЕ НОВОСТИ вместе с главой Инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Виктором Орловым подсчитали, сколько может стоить покупка 361 тонны шпунта Ларсена вместе с доставкой. Результат серьезно удивил.

Если заказывать стройматериал на сайте международной вертикально-интегрированной металлургической и горнодобывающей компании «Евраз», то 361 тонна обойдется в 41,2 млн рублей. Что касается отгрузки и доставки по Петербургу, то корреспондент позвонил в службу поддержки сайта «Евраз» и уточнил этот момент: за каждые 20 тонн (столько вмещает автомобиль) заказчику придется заплатить 9 500 рублей. Путем несложных арифметических расчетов мы выяснили, что всего исполнителю контракта придется совершить 18 поездок. Таким образом, отгрузка и доставка (без учета разгрузки) выйдет в среднем в 171 тыс. рублей. Разгрузка стройматериалов увеличит эту сумму, однако не самым значительным образом.

«Я уточнил цены на сайте “Евраза”, и 361 тонна вышла по стоимости чуть более 41 млн. Да, здесь не включена доставка. Но, по моим скромным подсчетам, доставка в комплексе обойдется не дороже 500–800 тыс. рублей», — пояснил эксперт Орлов.

По его словам, на конкурентной площадке, где проводят торги, переплачивают солидные деньги в районе 7 млн, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 48,9 млн рублей. И это лишь одна закупка из огромного количества.

«И на сайте “Евраза” по этой цене может купить шпунт любой розничный покупатель без всяких торгов, а за такой объем наверняка можно получить еще и скидку вместе с доставкой», — добавил глава ИГЗТИ.
Успеть сдать «Казаковскую»: Метрострой Северной столицы манипулирует контрактами в надежде уложиться в сроки Беглова

НЕВСКИЕ НОВОСТИ попросили сам МССС объяснить завышенную цену в контракте. В пресс-службе метростроительной компании заявили, что согласно № 223-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта формируется на основе нескольких коммерческих предложений, которые предоставляют разные поставщики.

«Далее тендер публикуется на площадке, и часто в рамках открытого конкурса стоимость контракта снижается. АО "МССС" публикует все свои закупки в открытом доступе, и, безусловно, мы приветствуем участие в конкурсе всех возможных поставщиков товаров, оборудования и услуг. Снижение итоговой цены договора в рамках закупочной деятельности свидетельствует о том, что № 223-ФЗ работает эффективно», — добавили представители МССС.

Спешка с технической документацией

Похоже, АО «МССС» ищет подрядчиков в авральном режиме и готова платить им больше положенного, чтобы успеть сдать станцию «Казаковская» в срок. Это предположение подтверждает и ситуация с некоторыми другими тендерами компании.

В августе метростроительная организация объявила конкурс на поставку временных подкреплений тоннелей. Его начальная (максимальная) цена составила 40,6 млн рублей. Однако от потенциальных участников тендера почти сразу начали поступать вопросы, которые свидетельствуют, что техническая документация контракта оказалась сырой и недоработанной. В итоге закупку отменили.

Один из возможных исполнителей контракта, например, поинтересовался, есть ли чертежи на поставку подкреплений в 3D-формате. Заказчик ответил отрицательно.

Успеть сдать «Казаковскую»: Метрострой Северной столицы манипулирует контрактами в надежде уложиться в сроки Беглова

Другой потенциальный участник тендера уточнил у АО «МССС», каких и сколько позиций должно быть. Дело в том, что в лоте указали 28 штук, а в документации в приложении № 1 их фигурировало 48 штук. Автору этого уточняющего вопроса ответили, что процедура закупки будет отменена.

Успеть сдать «Казаковскую»: Метрострой Северной столицы манипулирует контрактами в надежде уложиться в сроки Беглова

Спешка ради даты Беглова?

В пресс-службе МССС пояснили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что завершение работ по строительству станции «Казаковская» («Юго-Западная») запланировано на 2024 год. Именно этот год называет губернатор Петербурга Александр Беглов практически в каждом своем выступлении, посвященном строительству метрополитена. Возможно, именно этим можно объяснить лихорадочную суету с контрактами по «Казаковской».

Эксперты считают, что даже завышение цены контрактов и спешка не спасут положение, а могут привести к обратному результату. Специалисты напоминают, что попытки метростроителей уложиться в сроки, навязываемые чиновниками, не раз приводили к конфузам. В качестве примеров можно привести вечно протекающую «Беговую», а также три южных станции фиолетовой ветки метрополитена, которые Александр Беглов открывал в сентябре 2019 года в «тестовом режиме», пытаясь успеть к дате своих выборов.

«Учитывая урезание финансирования строительства метро, уменьшение темпов строительства и отсутствие политической воли, не приходится рассчитывать на эти сроки», подытожил эксперт Орлов.

Сможет ли Александр Беглов открыть «Казаковскую» в 2024 году, когда должны пройти выборы градоначальника, хотя бы для перерезания ленточки, пока неизвестно. Пока что горожане вынуждены терпеть неудобства даже в действующем метрополитене.

Например, проход у станции метро «Чернышевская», которую до середины 2024 года закрыли на ремонт, появился только после многочисленных жалоб жителей. Эти работы также проводит «Метрострой Северной столицы».