Среда, 30 ноября 2022
-4

Санкт-Петербург

Сколько стоит не строить петербургское метро? Бюджетные деньги города пойдут на оплату кредитов МССС

Не успевший построить ни одной новой станции метро в Петербурге «Метрострой Северной столицы» уже успел залезть в крупные долги. Более 6 млрд рублей из городского бюджета чиновники Смольного хотят отдать на погашение кредитов, набранных компанией. О новых «красивых схемах» метростроевцев и команды губернатора Беглова узнали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Сколько стоит не строить петербургское метро? Бюджетные деньги города пойдут на оплату кредитов МССС

Чиновники Смольного хотят выделить АО «Метрострой Северной столицы» (МССС) бюджетную субсидию в размере более 14 млрд рублей, но почти половина из этих денег пойдет не на строительство подземки, а на погашение набранных новой компанией кредитов. Пока топ-менеджмент МССС в красивых сюжетах на федеральных телеканалах рассказывает горожанам, каким петербургское метро станет через 20 лет, чиновники Смольного изобретают «схемы», чтобы выполнить хотя бы часть обещаний губернатора Александра Беглова.

На выделяемые из бюджета средства предполагается выкупить оборудование у старого «Метростроя», обанкроченного несколько лет назад, и досрочно погасить кредиты новой компании. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, что выкупать оборудование компания будет фактически у самой себя, но при этом за бюджетные деньги.

«Досрочное погашение кредитов»

В пояснительной записке к проекту постановления выделение денег обозначается как «Бюджетные инвестиции акционерному обществу "Метрострой Северной столицы"». Согласно документу, на 2022 год планируется выделить чуть больше 14,1 млрд рублей.

В записке уточняется, что субсидия выделяется для обеспечения финансовой устойчивости АО "МССС" на долгосрочную перспективу, а также обеспечения бесперебойного строительства объектов метрополитена в Петербурге.

В той части документа, где говорится о том, куда Смольный хочет направить эти деньги, указываются три пункта. Во-первых, необходимо приобрести у ОАО «Метрострой» и ЗАО «СМУ-9 Метрострой» негорнопроходческое оборудование и технику, необходимые для выполнения контрактных обязательств. Затраты оцениваются в сумме 4,5 млрд рублей.

Во-вторых, нужно осуществить приобретение в собственность АО «МССС» единого производственно-технологического комплекса. Он состоит из офисных, складских и производственных площадок, задействованных в процессе строительства метрополитена, и используемого сейчас АО «МССС» на правах аренды. Это обойдется в 3,3 млрд рублей.

В-третьих, на выделенные средства хотят осуществить досрочное погашение кредитов и займов, ранее привлеченных АО «МССС» у Банка ВТБ и ООО «Таск» в общей сумме 6,2 млрд рублей.

Сколько стоит не строить петербургское метро? Бюджетные деньги города пойдут на оплату кредитов МССС

Покупают за наш счет у самих себя

По словам руководителя Инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры Виктора Орлова, с одной стороны, выделение таких средств — это чисто техническая операция.

«Выделяют деньги новой структуре для выкупа оборудования у банкрота и закрытие кредита, который брали под гарантии городского правительства. Как только деньги поступят на счет старого “Метростроя”, они наверняка сразу будут заблокированы и пойдут в счет требований налоговой службы и других участников», — отметил эксперт.

Он добавил, что, с другой стороны, ситуация выглядит так, как будто правительство само у себя выкупает оборудование и закрывает кредит, используя при этом налоги, которые выплачивают петербуржцы.

«А вот где в реальности осела эта дельта средств, остается только додумывать каждому из нас», подчеркнул Орлов.

Как писали ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ, АО «МССС» даже искало подрядчика, который бы помог ему оценить имущество обанкротившегося предшественника. Похоже, метростроительная компания планирует выкупить его по цене, которая будет ниже рыночной.

Сколько стоит не строить петербургское метро? Бюджетные деньги города пойдут на оплату кредитов МССС

Спешка приведет к недоделкам

Политолог Владимир Соловейчик добавил, что Смольному надо подчистить хвосты, оставшиеся от банкротства старого «Метростроя».

«Другое дело, что средства можно было использовать более рационально. Но здесь ситуация такая, что каких-то других ходов нет, прежние долги надо покрывать и оборудование для нового строительства надо приобретать. Фактически мы сейчас видим попытку каким-то образом исправить прежние ошибки», — подчеркнул эксперт.

По мнению Соловейчика, АО «МССС» сейчас, действительно, очень спешит, и это связано как с поручением губернатора, так и с особенностями городского бюджетного планирования.

«Нужно показать, что они осваивают бюджет, чтобы не было формальных оснований снизить бюджетные выделения на следующий период. Я думаю, такого рода вещи вызовут спешку и на последующих этапах работы, и ситуация с Фрунзенским радиусом [три станции фиолетовой ветки, которые в итоге сдали с недоделками] здесь показательна», подытожил политолог.

Таким образом, спешка не спасет положение, а приведет к обратному результату. Попытки метростроителей уложиться в сроки, навязываемые чиновниками, неоднократно приводили к конфузам. В качестве примеров можно привести вечно протекающую «Беговую», а также три южных станции фиолетовой ветки метрополитена. Александр Беглов открывал их в сентябре 2019 года в «тестовом режиме», лихорадочно пытаясь закрыть этот вопрос к дате своих выборов.

В начале ноября НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что петербургские власти подпишут с «Метростроем Северной столицы» дополнительное соглашение к рамочному контракту на строительство подземки в городе. Оно касается продолжения зеленой линии от «Беговой» до «Планерной».