Воскресенье, 05 февраля 2023
-5

Санкт-Петербург

Почти 30 миллионов: масштабные поборы управляющей компании с петербуржцев обернулись проверкой СК РФ

Город
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Наряду с транспортной и мусорной реформами в Петербурге проводят еще одну — в сфере оплаты услуг ЖКХ. С начала следующего года горожанам будет приходить всего одна квитанция на оплату, а не несколько, как было до этого. Нововведение уже привело к первому скандалу. Жители Кировского района считают, что управляющая компания начислила им в квитанциях лишние 29 млн рублей. Ситуацию взял на контроль глава СК РФ Александр Бастрыкин.

Почти 30 миллионов: масштабные поборы управляющей компании с петербуржцев обернулись проверкой СК РФ

Реформа уже подвергалась резкой критике как простых петербуржцев, так и экспертного сообщества. Похоже, эту реформу реализуют столь же плохо, как и остальные. НЕВСКИЕ НОВОСТИ углубились в вопрос.

Рост тарифов в квитанциях

В рамках реформы ВЦКП «Жилищное хозяйство» заменят на новый «ЕИРЦ Санкт-Петербурга» под эгидой «Интер РАО» и на базе «ЕИРЦ ПЭС» (Петроэлектросбыт).

Вновь создаваемый частный расчетный центр образуют путем слияния ВЦКП и ЕИРЦ ПЭС. Процесс реорганизации планируется завершить до конца текущего года.

Затеянный переворот радикально перекраивает отработанную схему начислений по услугам ЖКХ, сбора платежей и перечисления их поставщикам и исполнителям коммунальных услуг. Вся благополучно работающая до сих пор система буквально переворачивается с ног на голову.

Отсутствие оптимизма в данном вопросе основывается на печальном опыте, уже полученном частью населения, чьи многоквартирные дома находятся в управлении ЖКС № 1 Кировского района. Именно эта управляющая организация стала своего рода флагманом, расторгнувшим договор с ВЦКП и возглавившим процесс перехода ЖКС на обслуживание в расчетный центр Петроэлектросбыта. В редакцию НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ обратилась инициативная группа жителей Кировского района, которая направляла обращения по выявленным вопиющим нарушениям во все инстанции.

Проиллюстрировать зримые результаты произведенного перехода ЖКС № 1 Кировского района в ЕИРЦ ПЭС можно на примере произведенных начислений по услуге «Содержание общего имущества в многоквартирных домах». По словам жильцов, по неизвестной причине и без всяких на то оснований в счетах, выпускаемых новым расчетным центром, по этой услуге с августа 2022 года допускается дублирование начислений по отдельным видам работ.

Если в платежных документах ВЦКП начисления по данной услуге производились, как и полагается, в размере 8,08 рубля с квадратного метра общей площади жилого помещения в месяц, то в счетах ЕИРЦ ПЭС тариф в итоге подняли на уровень 21,35 рубля с квадратного метра. Таким образом, тариф превысили на 164 %.

Почти 30 миллионов: масштабные поборы управляющей компании с петербуржцев обернулись проверкой СК РФ

По подсчетам жильцов, по всем многоквартирным домам ЖКС № 1 Кировского района в сумме начислили лишние 29 млн рублей. Не исключено, что такие начисления могут происходить по всем управляющим компаниям, принадлежащим Смольному, что в масштабах Петербурга может достигать миллиардов рублей в год.

Подобная ситуация с «задвоенными» начислениями отнюдь не уникальна, тот же феномен наблюдается в счетах и другой управляющей компании, обслуживаемой ЕИРЦ ПЭС — ООО «Пулковская усадьба».

Ситуацией уже заинтересовались в Следственном комитете РФ. Туда обратились с жалобой горожане. Сейчас проводится проверка в отношении деятельности ЖКС №1 Кировского района. В частности, председатель СК Александр Бастрыкин взял на контроль обращения граждан по фальсификации руководством этой управляющей организации собраний собственников.

«Автоматизированные ошибки»

По словам экспертов, как показывает опыт прошлых лет, любой переход — это какие-то недоразумения и автоматизированные ошибки, вызывающие возмущение у горожан. Как пояснила НЕВСКИМ НОВОСТЯМ руководитель регионального центра «ЖКХ-контроль» в Петербурге Алла Бредец, двойное начисление входит в число именно таких ошибок.

«Все коммунальные ресурсы теперь оказались в одной квитанции. Сюда входят и счет за ТКО [обращение с твердыми бытовыми отходами], счет за капитальный ремонт, а также счет за электроэнергию. Где-то получилось так, что из розовой квитанции они были своевременно изъяты, а где-то попали в новую "петроэлектросбытовскую", и у людей через несколько месяцев получился долг», отметила Бредец.

По ее словам, для многих горожан это оказалось серьезной финансовой нагрузкой, и они даже не сразу разобрались, что эта статья у них уже исчезла из розовой квитанции, полагая, что все оплатили. А когда петербуржцы начинали анализировать свои платежки, то понимали, что действительно не платили. У части жителей города случалось такое, что счет выставлялся и в розовой квитанции, и в белой.

«Это все те самые автоматические ошибки, которые преследуют все реформы, и которыми нам будут потом объяснять все неудобства, с которыми горожане будут сталкиваться», добавила руководитель регионального центра «ЖКХ-контроль».
Почти 30 миллионов: масштабные поборы управляющей компании с петербуржцев обернулись проверкой СК РФ

Монополизация рынка

По мнению председателя совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Петербурга Евгения Пургина, реформа подразумевает собой монополизацию рынка ЖКХ. Эксперт считает, что услуги по начислению платежей ЖКХ должен предоставлять малый бизнес, а не крупные предприятия и компании, которые принадлежат крупным олигархам.

«Это наглядный пример монополизации в интересах частного лица. Принадлежащая частному лицу компания “Интер РАО” владеет этими расчетными центрами. Идея тут только в одном — направить денежные потоки через структуры олигархов. Однако в перспективе, когда мы все-таки вернемся к идее конкуренции, это все развалится. И небольшие предприятия (ИП и так далее) смогут этот рынок на себе замкнуть. Я категорически против монополизации»,подчеркнул Пургин.
Почти 30 миллионов: масштабные поборы управляющей компании с петербуржцев обернулись проверкой СК РФ

Теперь будут грубить и хамить

Единая квитанция несет за собой и огромное количество других проблем — например, жуткую бюрократию при попытке граждан выяснить, по какой причине им начислили лишнего.

Если горожане не согласны с суммой, указанной в квитанции, то они могут обратиться к получателям платежа, контакты которых указаны на квитанции. Однако смысл в том, что какого-то единого центра для приема жалоб не будет.

«Надежда при появлении единой квитанции была и на то, что создадут некое единое окно, где человек, оплачивающий жилищно-коммунальные услуги, мог бы сразу получить исчерпывающую информацию. К сожалению, этого не произошло. И в зависимости от поставщика услуги ее получателю придется обращаться к ресурсоснабжающей организации или управляющей организации. Здесь для плательщика ничего легче не стало. Все эти сложности сохраняются»,пояснила эксперт Бредец.

Эксперт Пургин считает, что люди должны платить за коммунальные услуги отдельными квитанциями и понимать, за что они платят. Петербуржец должен иметь право прийти к организации, которая предоставляет услуги, и персонально по квитанции разобраться, почему ему начислили такую сумму.

«И подрядчик должен эту ошибку исправлять. Именно он должен исправлять, а не кто-то через посредников в виде монополий, которые ведут себя нагло и посылают людей подальше. У монополий нет конкурентов, им не надо себя вежливо вести по отношению к клиенту. Это возврат к Советскому Союзу, и я, честно говоря, не приветствую это дело», добавил Пургин.

Таким образом, еще до полномасштабного введения реформы петербуржцы уже ощутили все «прелести» перехода к единой квитанции. Более того, как рассказали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ клиенты ЖКС № 1 Кировского района, в тех случаях, когда граждане сумели разобраться в запутанной структуре выставленного ЕИРЦ ПЭС счета, обнаружили те самые «двойные» начисления и оплатили только то, что фактически должны были, они автоматически стали должниками.

С одной стороны, это логично, поскольку выставленный счет оплатили не в полном объеме, но, с другой, это абсолютно неправомерно, потому что сами начисления сделали некорректно — как считают жильцы, с нарушениями законодательства. На эту «несправедливую» задолженность ЕИРЦ ПЭС теперь насчитает пени.

В итоге одни граждане переплачивают, у других не по их вине растет задолженность, а жилищный комитет и Смольный безмолвствуют.

В сентябре НЕВСКИЕ НОВОСТИ показали своим читателям, как будет выглядеть новая единая квитанция ЖКХ.