Пятница, 03 февраля 2023
-5

Санкт-Петербург

«Полный уход от ответственности»: власти Петербурга не могут обуздать гужевой транспорт

Город
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Новый год в Северной столице начался с громкого происшествия на Дворцовой площади: семья из четырех человек пострадала под копытами испуганных лошадей. Опасные инциденты, связанные с реакцией прокатных животных на улицах, происходят с печальной регулярностью и могут повториться в любой момент. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, как гужевой транспорт стал потенциальной угрозой для жителей и гостей города.

«Полный уход от ответственности»: власти Петербурга не могут обуздать гужевой транспорт

Петербург в силу своего исторического колорита, вероятно, самый «лошадиный» город федерального значения в России. Где, как не в Северной столице, уместно прокатиться на лошади или в экипаже, чтобы глубже погрузиться в атмосферу предыдущих столетий столицы империи, большинство зданий которой были построены до появления автомобилей.

Как и любой другой туристический продукт, катания на лошадях — это источник зарабатывания денег организаторами. Однако в данном случае речь идет еще и об использовании транспортного средства повышенной опасности, двигателем которого служат животные, чье поведение может оказаться непредсказуемым.

Первый день 2023 года начался как раз с подобного инцидента. Около 17:00 на Дворцовой площади проходивший мимо кареты мужчина спровоцировал движение повозки в сторону пешеходов. В результате пострадали три человека: 43-летний мужчина и его дети, 8-летний сын и 9-летняя дочь. Все трое с травмами средней степени тяжести были госпитализированы. Подозреваемого в провокации задержали только 11 января.

Почему ДТП и другие инциденты с участием лошадей часто удается скрыть от общественности, законно ли управление упряжками несовершеннолетними и чем профессиональные коневоды отличаются от «покатушечников» — выяснили НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Где тонко, там и рвется

Инциденты с лошадьми на дорогах Северной столицы — печальная обыденность. Только за последние полгода на видео попали несколько резонансных происшествий.

В июле 2022 года камера видеорегистратора засняла, как на пересечении проспекта Обуховской Обороны и набережной Обводного канала всадница едва не попала под колеса автомобиля. Спустя примерно месяц напуганная фейерверками лошадь с коляской устроила погром в районе Исаакиевской площади: оказались повреждены два автомобиля и перепуганы посетители одного из летних кафе. Наконец, в ноябре камера зафиксировала буйство лошади и жестокость всадника на Невском проспекте.

«Полный уход от ответственности»: власти Петербурга не могут обуздать гужевой транспорт

И вот 1 января 2023 года в центре Дворцовой площади перепуганные лошади травмировали мужчину и двоих его детей. Пострадавших могло быть больше: мужчина, который прыгнул на лошадей, пытался направить их в толпу.

По факту произошедшего завели два уголовных дела: по ст. 267.1 УК РФ (Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств) и ч. 1 ст. 238 УК РФ (Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Подозреваемого задержали только 11 января, им оказался механик из Петербурга.

Мужчине запретили приближаться к лошадям на расстояние ближе десяти метров, управлять гужевыми повозками, посещать массовые мероприятия, пользоваться телефоном и интернетом. Общаться с другими участниками уголовного дела ему тоже нельзя. Разбирательство продолжается.

Далеко не все подобные эпизоды получают огласку, рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Алексей Цивилев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга VII созыва, представитель депутатского корпуса в комиссии по безопасности дорожного движения.

«Петербург более активно использует лошадей для туризма, чем Москва и Севастополь. Я не так давно был в Севастополе, там совсем нет карет в центре города. В Петербурге этот бизнес достаточно объемный, он захватывает сразу три района: Петродворцовый, Пушкинский и Центральный. В эти процессы вовлечено большое количество людей, но о большинстве инцидентов с участием лошадей мы просто не знаем, потому что они скрываются дельцами. Мы узнаем только единичные и самые громкие случаи, как, например, инцидент на Новый год», — подчеркнул Цивилев.

По словам парламентария, стоит различать добросовестных лошадников и так называемых покатушечников — гонцов за наживой. За большинством инцидентов с лошадьми стоят именно последние.

«Полный уход от ответственности»: власти Петербурга не могут обуздать гужевой транспорт
«”Покатушечники” контролируют 100–150 лошадей в городе. Они все на виду: стоят в людных местах, у клубов ночами занимаются непонятным извозом подвыпивших граждан. Среди них есть и нормальные люди, но ни у кого нет никакой ответственности. Когда карета попадет в ДТП, участником не станет фирма, которая организует извоз. Крайним будет кучер, то есть это полный уход от ответственности. Кареты даже не застрахованы», — утверждает депутат.

Однако у проблемы работы гужевого транспорта в центре Петербурга есть еще один аспект: ее решение упирается в целый ряд правовых нюансов.

Правовой тупик

Дело в том, что постановление правительства РФ «О правилах дорожного движения» включает и пункт 25, который четко регламентирует правила движения гужевого транспорта и перегона животных на территории всей России.

«Пока мы обсуждаем введение правил для электросамокатов, каретой имеет право управлять возница от 14 лет, который может даже не знать правил дорожного движения. А за нахождение кучера в нетрезвом состоянии — штраф 500 рублей. Такие меры никого не пугают», — констатировал Цивилев.

Филипп Ивахнов, организатор мероприятий компании «ВАЛКиТ», которая работает с лошадьми в Петербурге, рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что подобное положение вещей связано со спецификой обращения с животными в малонаселенных районах.

«Возможно, в селах, маленьких городках просто необходимо приучать людей к уходу за лошадьми с раннего возраста, и это правило работает»,— отметил Ивахнов.
«Полный уход от ответственности»: власти Петербурга не могут обуздать гужевой транспорт

По словам Цивилева, Минтранс еще в 2017 году разработал целый свод правил для гужевого транспорта в городах федерального значения. Однако почему-то хода этому документу не дали.

«Я бы ограничил круг лиц, которые могут осуществлять деятельность по гужевому транспорту, потому что это просто опасно», — добавил депутат.

Проект Федерального закона до сих пор находится в открытом доступе. В случае его введения гужевые повозки стали бы полноценными транспортными средствами: с регистрационными номерами, обученными водителями и разрешительными документами. Законодатели предусмотрели и понятие «фрахтовщик».

«Фрахтовщик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю гужевое транспортное средство с животным (животными), обеспечивающим(щими) движение такого транспортного средства, и осуществить перевозку на предусмотренных договором фрахтования условиях», — говорится в документе.

Федеральный закон мог четко отрегулировать правила для гужевого транспорта. НЕВСКИЕ НОВОСТИ отправили запрос в Министерство транспорта с просьбой рассказать о том, почему законопроект так и не был принят.

Ивахнов опасается, что разработка новых правил для обращения с лошадьми и управления повозками потребует большого количества времени на консультации с представителями коневодческого сообщества.

«Заниматься изменениями законодательства должен целый штат каких-то людей. По мне, это не особо реально, потому что специфика достаточно узкая. Если не заниматься с конями, то ты и не можешь знать всех тонкостей, мелочей. Но если обращаться к экспертам — сколько людей, столько и мнений. Иногда они абсолютно противоречат друг другу», — считает Ивахнов.

Что делается сейчас

После происшествия с лошадьми на Дворцовой площади Алексей Цивилев задался вопросом: как вообще кареты попали в перекрытый для транспорта район Петербурга?

«Я был на Дворцовой 1 января и лично видел, как одна из возниц матерными криками разгоняла отдыхающих на площади с дороги. Тогда-то и подумал, что это до добра не доведет. Было видно, что каретам у елки вообще не место, ведь там ходили десятки тысяч человек, большинство с детьми», — подчеркнул депутат.

Однако предварительный опрос ответственных за перекрытие площади ни к чему не привел. Тогда депутат написал два запроса. Городскому комитету по транспорту предстоит ответить, почему во время массовых мероприятий общественные места Петербурга не закрывают для лошадей. Второй запрос — на имя главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина о том, кто конкретно допустил кареты на площадь 1 января.

«Полный уход от ответственности»: власти Петербурга не могут обуздать гужевой транспорт

Филипп Ивахнов со своей стороны подтвердил: сразу же после происшествия «ВАЛКиТ» и другие извозчики перестали работать на Дворцовой, и к 10 января ситуация изменилась.

Оба собеседника НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ сошлись во мнении: инициированные ранее проверки гужевого транспорта достаточно эффективны.

«Эти проверки действительно проводятся, как плановые, так и внеплановые. Ветеринарная станция все обслуживает, прививки, анализы и так далее. Летом 2022 года, например, к нам приехала внезапная проверка, чтобы понять, убираем ли мы навоз за лошадьми. Возможно, их вызвали местные жители. Сами мы не видели проверяющих, но они все зафиксировали и отправили на нашу станцию ветеринарную. Там нам сообщили, что была проверка, которую мы прошли», — рассказал Ивахнов.

Однако ревизоры приезжают только при возникновении неких раздражающих факторов. По словам Цивилева, в этот раз эпизодическими проверками дело не ограничится.

«После ответов на запросы об инциденте на Дворцовой мы обязательно позовем в комиссию по транспорту ЗакСа всех причастных к этому бизнесу и всех, кто выдает им разрешения находиться в общественных местах. Будем обсуждать правила. Потому что пока я вижу, что ничего не происходит», — резюмировал депутат.

Примечательно, что ранее неоднократно обсуждался список улиц Петербурга, по которым следует запретить движение гужевых повозок. Причем существует две точки зрения: либо закрыть для лошадей большую часть города, либо ввести свободный проезд только в местах скопления туристов. НЕВСКИЕ НОВОСТИ направили в комтранс ряд вопросов о том, каким образом регулируют гужевой транспорт в Северной столице и будут ли предприниматься дополнительные меры в связи с недавним происшествием.

Опрошенные ранее специалисты рассмотрели возможные причины происшествия на Дворцовой площади. Зоолог Санкт-Петербургского центра РАН и биолог-натуралист рассказали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что речь идет о системной недоработке властей.