Понедельник, 20 марта 2023
7

Санкт-Петербург

«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

Город
Эксклюзив Невские новости эксклюзив

Регулярные протечки на станции метро «Беговая» уже стали одним из символов неспособности команды губернатора Александра Беглова оперативно решать городские проблемы. Только в 2023 году власти наконец озаботились вопросом, который доставляет неудобства жителям уже пять лет. При этом до конца года будут заниматься лишь разработкой документации. Когда же мокрые стены с «водопроявлениями» перестанут быть проблемой, разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

В 2018 году в Петербурге открыли станции метро «Беговая» и «Новокрестовская». Спустя год запустили станции так называемого Фрунзенского радиуса — «Шушары», «Дунайскую» и «Проспект Славы». С тех пор на большинстве из этих объектов регулярно наблюдаются протечки.

В течение пяти лет городские власти не предпринимали попыток устранить проблему, которую они дипломатично окрестили «водопроявлениями». Горожане постоянно публиковали в соцсетях фотографии и видео отсыревших стен в вестибюлях станций. И только сейчас Смольный озаботился проблемой. НЕВСКИЕ НОВОСТИ изучили детали этой истории.

«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

Проблемные «Беговая» и «Дунайская»

Больше всего протечек отмечалось на двух станциях. В ноябре 2020 года пользователи социальных сетей сообщили, что в вестибюле на станции метро «Дунайская» из стен у самого входа сочится вода. По словам очевидцев, на плитке от выступающей влаги даже образовались какие-то отложения. Горожане отмечали, что подобное на станции происходило и раньше, и предположили, что сочатся грунтовые воды, которые не опасны, но сильно портят внешний вид стен. Из-за сырости в вестибюле даже пришлось поменять плитку.

На станции «Беговая» ситуация еще более плачевная. Проблему постоянных протечек в вестибюле городские власти не могут решить уже пять лет со времен ее открытия. Еще тогда специалисты выявили ошибки в технологии гидроизоляционных работ, из-за которых станция начала протекать. Несколько раз со стен вестибюля отваливалась облицовка, а дыры пытались залатать скотчем.

«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

По словам руководителя Инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Виктора Орлова, вопрос в том, кто сделал фатальные нарушения — проектировщик или подрядчик. На «Беговой» стены обшивали древесно-стружечными плитами (ДСП), а потом к нему приклеивали плитку.

«Тут практически все поймут, что ДСП никак не может держать влагу, а ими обшили стены в подземном переходе, где влажности уйма. Здесь каждое нарушение надо сверять с проектом. Не удивлюсь, если и в проекте могли учинить цирковые технологии»,подчеркнул эксперт.
«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

Абсолютно понятно, что гидроизоляцию либо не сделали, либо сделали на ужасающем уровне. По мнению эксперта, все это надо разбирать и делать заново — как в случае со станциями, которые сейчас уходят на капитальный ремонт.

«По сути, массовые протечки (нарушение гидроизоляции) — это основная причина капитального ремонта наклонных ходов старых станций, здесь же это уже коснулось и новых»,уточнил Орлов.
«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

Три контракта

В начале марта в базе данных госзакупок появилась информация сразу о трех тендерах на «выполнение работ по разработке проектной (рабочей) документации на гидроизоляцию (устранение локальных водопроявлений) основных конструкций действующего объекта». Заявки на конкурсы закончили принимать 13 марта, и сейчас комиссия определяет подрядчиков.

Первый контракт касается участка Фрунзенского радиуса от «Международной» до «Южной» (это проектное название станции «Шушары»). Его сумма составляет 97,3 млн рублей.

«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

Что касается второго контракта, то он должен затронуть участок Невско-Василеостровской линии — от «Приморской» до станции «Улица Савушкина» (так в проекте называлась станция «Беговая»), включая станцию «Новокрестовская». На эти работы выделили больше всего денег — 99,9 млн рублей.

«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

Третий контракт затронул Фрунзенский радиус петербургского метрополитена от «Садовой» (проектное название «Площадь Мира-III») до «Международной» (в проекте «Улица Белы Куна») с участком переключения от «Достоевской» до «Спасская» (в проекте «Площадь Мира-II»). Это самый маленький с точки зрения денежных средств тендер — всего 14,6 млн рублей.

«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

К концу 2023 года

В то же время не очень понятно, по какой причине городские власти пять лет тянули с устранением протечек на новых станциях метро. НЕВСКИЕ НОВОСТИ обратились с соответствующим запросом в комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).

В пресс-службе КРТИ пояснили, что 30 декабря 2022 года он заключил три государственных контракта с АО «Метрострой Северной Столицы» (МССС) на изыскания, а также разработку проектной и рабочей документации с последующим выполнением строительно-монтажных работ (после прохождения государственной экспертизы) «в рамках устранения замечаний, в том числе водопроявлений, на объектах Невско-Василеостровской и Фрунзенско-Приморской линий». Сроком исполнения контракта значится 15 декабря 2023 года.

В КРТИ уточнили, что из-за того, что комитет заключил с МССС госконтракты лишь три месяца назад, метростроительная компания до этого не могла объявить тендеры на разработку проектно-рабочей документации по устранению водопроявлений. На это не было правовых оснований.

«Цирковые технологии»: спустя пять лет Смольный решил заняться протечками в метро, но устранят их нескоро

Виноват обанкротившийся «Метрострой»

При этом всю вину за затягивание сроков заключения госконтрактов на устранение протечек в КРТИ переложили на обанкротившееся ОАО «Метрострой» (как впрочем, и всегда это делают в последнее время со всеми проблемами петербургского метростроения). В пресс-службе комитета отметили, что работы по строительству объектов Невско-Василеостровской и Фрунзенско-Приморской линий вела именно эта компания, вместо которой к строительству метро сейчас и приступил МССС.

Согласно с условиями заключенного с ОАО «Метрострой» госконтракта, он был обязан устранить выявленные в процессе эксплуатации замечания по объектам, включая протечки. Однако этого выполнено не было.

«Решением Арбитражного суда ОАО “Метрострой” было признано несостоятельным (банкротом). С учетом позиции конкурсного управляющего и кредиторов ОАО “Метрострой” о прекращении хозяйственной деятельности ОАО “Метрострой”, судебное решение привело к фактической остановке гарантийных работ по объекту. Государственный контракт от 23.09.2015 с ОАО “Метрострой” расторгнут»,добавили в КРТИ.

Стоит помнить, что к концу 2023 года подрядчики разработают только проектную и рабочую документацию по устранению протечек. Потом городским властям предстоит объявить еще несколько тендеров — уже непосредственно на строительно-монтажные работы. Таким образом, течь по стенам вестибюлей новых станций петербургского метро перестанет в лучшем случае через несколько лет.

В начале марта НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, по какой причине петербуржцам остается только мечтать о московском опыте развития метрополитена, где недавно открыли Большую кольцевую линию (БКЛ).