Киноплакаты времен Эйзенштейна и Вертова показали в Мраморном Дворце (фото)

10.09.2014 17:44 1380
В Мраморном дворце открылась выставка «Киноплакат из собрания Русского музея», собравшая около 100 экспонатов эпохи немного кино начала прошлого века. Условно экспозиция поделена на два периода. Первый — это незамысловатые дореволюционные плакаты 1910-х, а второй - образцы времен расцвета киноплакатного искусства в 1920-х, когда творили великие новаторы кино - Эйзенштйен, Пудовкин и Вертов. На выставке побывала и корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Санкт-Петербург, 10 сентября. Дореволюционный плакат несет на себе все признаки времени и не отличается особенным эстетизмом. Киноафиша появилось только в 1915 году, в то время художники заимствовали приемы из других видов изобразительного искусства, так как жанр был еще в диковинку, и наработок в этой области не было. Поэтому киноплакат того времени был ориентирован на массовый вкус, а наиболее характерной его чертой стала эстетика лубка – своеобразный псевдонародный стиль.

«Сюжеты фильмов дореволюционных времен тоже зачастую не отличались особым стилем, содержанием и изяществом, поэтому плакаты вполне соответствовали», – рассказала Екатерина Климова, заведующая отделом гравюры Русского музея.

Основная часть выставки посвящена киноплакату расцвета отечественного кинематографа 1920-х годов, когда на весь мир стали известны русские режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Дзига Вертов, Лев Кулешов. Развитие киноплаката тех времен шло в русле эстетики конструктивизма. Тогда стиль киноплаката уже был выработан вполне. В этом жанре творили представленные на выставке знаменитые братья Стенберги, Прусаков, Руклевсктй и другие. Главные критерии плаката нового поколения – броскость и наглядность, позволяющие увидеть афишу издалека.

«Конструктивизм отличают четкое геометрическое строение плаката. Плоские цвета и формы, никаких лишних деталей. Этот образ схематизирован, но одновременно обладает большой силой воздействия, именно за счет отсутствия излишеств, в отличие от дореволюционного плаката, где очень много мелких деталей» – рассказала Екатерина Климова.

В то время художники начали применять фотомонтаж во всех видах полиграфического искусства. И, конечно, это отразилось на киноплакате – фотомонтаж подчеркивал связь афиши с приемами кинематографа. В этом стиле выдержаны признанные шедевры Лавинского – «Броненосец «Потемкин»» и «Стачка» (оба – 1925 г), представленные на выставке. Очень скоро жанр киноплаката был поднят на высочайшую ступень и стал достоянием большого искусства, угаснув в начале 1930-х, когда искусство стало жестко направлено на путь социализма.

Экспозиция поделена на залы, каждый из которых соответствует не только годам, но и направлениям, в которых работали авторы – это страстные плакаты мелодрам, броские и экспрессивные образцы приключенческих фильмов, в отдельный зал собраны классические образцы фигуративного плаката.

Выставка будет идти до конца октября. Стоимость билета – 150 рублей.


Текст: Диана Колобаева

Фото: Диана Колобаева / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Читайте по теме:

Выставка киноплакатов начала XX века в Мраморном дворце окунет зрителя в атмосферу советского прошлого

Новости партнеров: