«Аврора» отправляется смотреть сны в кронштадтские доки

20.09.2014 20:23 704
В это воскресенье любимый городом крейсер «Аврора» покинет акваторию Невы и уйдет на ремонт в кронштадтский док имени П.И. Велещинского (Алексеевский), а Петроградская набережная рядом с Нахимовским училищем опустеет. Накануне этого события НЕВСКИЕ НОВОСТИ напоминают, за что же мы так любим и бережем крейсер, почему наизусть знаем строчки песни «Дремлет притихший северный город…»

Наш северный город полон своих символов, и для нас это не туристические объекты must see («необходимо увидеть»), а свидетельства событий, развернувшихся здесь в достатке за 311 лет петербургско-петроградско-ленинградской истории. Каждый из них нам дорог, за каждым из них мы следим внимательно и ревностно. В это воскресенье любимый городом крейсер «Аврора» покинет акваторию Невы и уйдет на ремонт в кронштадтский док имени П.И. Велещинского (Алексеевский), а Петроградская набережная рядом с Нахимовским училищем опустеет. Накануне этого события НЕВСКИЕ НОВОСТИ напоминают, за что же мы так любим и бережем крейсер, почему наизусть знаем строчки песни «Дремлет притихший северный город…».

«Аврора» была заложена на Санкт-петербургской судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в мае 1897 года, через три года, 11 мая 1900 года спущена на воду. По таком же типу параллельно строились еще два крейсера, «Диана» и «Паллада», но легендой стала именно «Аврора», получившая имя в честь парусного 44-пушечнного фрегата «Аврора», прославившегося в боях на Дальнем Востоке во время войны 1853-56 годов. Новый крейсер создавался для боевых действий недалеко от мест базирования и для поддержки в бою огромных броненосцев. Боевое крещение сразу определило будущую славу корабля: оно произошло ни много ни мало, в Цусимском сражении 14 мая 1904 года, причем до этого совершила беспримерный мировой истории 224-суточный поход через три океана, который можно приравнять к подвигу. По воспоминаниям воевавших моряков, она зарекомендовала себя как один из лучших кораблей эскадры. За три с половиной часа жаркой цусимской схватки на «Авроре» возникали пожары от десяти прямых попаданий снарядов, затопило несколько отсеков, вышли из строя пять орудий и дальномерные станции, погибли 14 членов экипажа, а также командир корабля капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев. Вместе с еще двумя крейсерами «Аврора» отбилась от японских миноносцев и вырвалась из сражения.

В 1906 году корабль вернулся на Балтику и после капитального ремонта стал учебным судном, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны «Аврора» в составе 2-й бригады крейсеров воевала на Балтике в качестве разведывательного и дозорного судна, прикрывала постановку минных заграждений и действия легких кораблей.

В конце 1916 года «Аврора» встала на ремонт в Петрограде, где стала звездой революционных событий. В период подготовки к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года кораблю поручили войти в Неву и взять под защиту Николаевский мост, соединяющий Васильевский остров с центральной частью города. Именно оттуда и прозвучал знаменитый выстрел «Авроры», а она в тот миг стала символом перемен.

Свою третью войну, Великую Отечественную, «Аврора» встретила в порту Ораниенбаума (ныне юго-западная часть Санкт-Петербурга). Во время блокады на корабле оставалась лишь небольшая часть экипажа, остальные моряки, сняв с крейсера большинство орудий, громили немцев на подступах к Ленинграду. Корабль пришлось посадить на мель, так как через пробоины от снарядов в трюмы поступала вода. «Аврора» пережила войну вместе с городом и отвоевала его. В 1948 году отремонтированный крейсер «Аврора» был с благодарностью поставлен ленинградцами на якоря у Петроградской набережной. В 1956 году на нем был открыт музей, ставший филиалом Центрального Военно-морского музея. В 1992 году на крейсере «Аврора» снова был поднят Андреевский флаг.

«Мы воспринимаем «Аврору» не как памятник революционного залпа, а как памятник военный, как корабль военной славы, особенно если знать о его участии в русско-японской войне и таких трагических событиях для нашего флота, – говорит жена военного и жительница Петроградского района Ирина Кудрявцева. – «Аврора» уже воспринимается как часть городского пейзажа, без нее будет, конечно грустно. Но с другой стороны, это же ремонт, и это наоборот хорошо – что у города нашлись на это возможности и средства, что этим занимаются. Мы живем на Петроградке и пойдем смотреть на буксировку «Авроры», там же три моста разведут, это как праздник».

21 сентября крейсер покинет место своей вечной стоянки у Петроградской набережной, и его отбуксируют на ремонт в Кронштадт. Последний раз «Аврору» видели в невском фарватере осенью 1987 года, когда корабль возвращался с места ремонта на судостроительном заводе имени А.А. Жданова (ныне «Северная верфь») к месту постоянной стоянки на Петроградской стороне. В сопровождении четырех буксиров «Аврора» пройдет под тремя разведенными мостами – Троицким, Дворцовым, Благовещенским.

Первый этап ремонтных работ в доке Кронштадтского морского завода займет 45 суток.

«Аврора» должна вернуться на свое место до ледостава этого года. Участники пресс-конференции, посвященной ремонту крейсера, говорили и о втором этапе, а о третьем высказались несколько туманно, поскольку разговор об этом они считают преждевременным. «Сейчас нет, и не может быть полной картины, в каком состоянии находится корабль. У нас два пути: седлать хорошо и сделать как всегда», – сказал начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков и добавил, что на первоочередные работы, включая обследование нижней части корпуса, выделено 120 млн рублей. Если выяснится, что какие-то части корабля требуют дополнительного ремонта, сроки работ (и финансирование) могут увеличиться. Во время третьего этапа работ реорганизации подвергнется музей на крейсере: он увеличится почти вдвое и будет освещать не только революционные события, но всю славную боевую историю корабля.

В целом же окончательный срок «сдачи» обновленной легенды намечен на 2016 год. «Мы надеемся, что в год 60-летия Центрального военно-морского музея (филиалом которого является «Аврора») в 2016 году крейсер займет свое место на стоянке», – сказал начальник управления культуры Минобороны.

Проводить «Аврору» можно будет с 9 часов 30 минут на Петроградской набережной и по желанию следовать за ней до Благовещенского моста, куда она подойдет около 10 часов 45 минут. Потом – только ждать с нетерпением и встречать на том же месте вечной стоянке у Нахимовского училища.

Текст: Евгения Авраменко
Фото: Виктор Сухоруков / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Читайте по теме:
Провожаем с музыкой: в день буксировки «Авроры» на набережных Невы пройдут концерты

Дмитрий Шагин о грядущем ремонте «Авроры»: это символ перемен к лучшему

Новости партнеров: