В Александринском театре состоялась премьера восстановленной пьесы Мейерхольда «Маскарад» (фото)

22.09.2014 12:25 113
На сцене знаменитого Александринского театра состоялась премьера нового спектакля Валерия Фокина «Воспоминания будущего», восстановленного по драме Лермонтова «Маскарад» в постановке великого Всеволода Мейерхольда, который поставил пьесу накануне Февральской революции в 1917 году. На премьере побывал и корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Санкт-Петербург, 22 сентября. Став режиссером императорской сцены старейшего театра страны еще в 1908 году, Мейерхольд вместе с художником Александром Головиным погрузились в доскональное изучение театральных текстов и метафизики театра, что спустя почти десять лет усилий воплотилось в один из самых заметных шедевров российского театрального искусства – постановку лермонтовского «Маскарада». Она воплотила в себе веяния тех времен: предчувствие надвигающейся катастрофы, ощущение обреченности цивилизации.

Нынешний «Маскарад» Валерия Фокина – переосмысление постановки Мейерхольда. В собрании театра имеются реликвии спектакля: партитуры, фотографии, эскизы, заметки и сценические тексты, взятые Фокиным за основу. Однако современная постановка далека от обычной реконструкции. В спектакле воссозданы четыре из десяти картин драмы.

«Перед вами должен возникнуть своеобразный виртуальный музей, где экспонаты являются одновременно и артефактами прошлого и живыми людьми. Это столкновение прошлого и настоящего может проявиться даже в том, что мы, современные люди, пытаемся надеть костюмы, сшитые по эскизам Головина для старого спектакля и начать действовать», – говорит Валерий Фокин.

Действительно, все, что происходит на сцене, впечатляет своим размахом и воплощением: костюмы удивляют своей красотой, герои манерностью, а интерьеры изысканным минимализмом.

Герои говорят, используя устаревшие интонации и ударения, от которых современный театр избавился еще век назад. Вот комнату мерит шагами главный герой Арбенин, занимая картинные позы и переходя от баса к фальцету, декламируя свои фразы напыщенно и так непривычно для уха современника. А вот, спустя минуту, он стоит посреди развернувшегося вокруг него Содома и Гоморры, где персонажи маскарада начинают бесноваться, кружась в диком танце, а потом и вовсе устраивая имитацию совокупления прямо на сцене. В это время в застекленной сфере из-под пола возникают архитипичные образы рок-музыкантов, один из них - пародия на фронтемана американской рок-группы Kiss.

После антракта действие открывает диалог главного героя, с которого слетело пальто 19 века и слог его уже совсем обыденный. И если зритель еще мог отвлеченно услаждать свой слух и глаз в первом действии, то тут ему придется навсегда покинуть зону комфорта.

Современный Арбенин в омерзительных подробностях описывает историю о том, как бытовая ссора с женой на кухне переросла в убийство; как он сначала душил, а потом ударил ножом свою супругу, после чего расчленил ее тело и попытался спрятать. Кстати, очевидно, что жуткая история убийства вполне реальна — актер рассказывает о всколыхнувшей общественность два года назад истории журналистки Ирины Черски, зверски убитой своим мужем-поваром Алексеем Кабановым. Зрители в ужасе и шоке переглядываться – как на это реагировать? Никто не ожидал такой «бытовухи» в театре.

Роскошные интерьеры основной сцены Александринского и дамы в шелках и норковых накидках в первых рядах, кажется, входят в диссонанс в тем, что происходит на сцене. Если вы пришли в театр наслаждаться жизнью – забудьте об этом. Фокин утверждает: искусство – это не развлечение, а театр – это попытка решить вопросы жизни и смерти и он пытается всеми правдами и неправдами вытащить зрителя из его уютной созерцательности.

Иногда музыка становится перегруженной, переходя допустимые границы громкости, отчего зрители вынуждены закрыть уши руками, чтобы не оглохнуть. Иногда становится слишком тихо, а иногда даже стыдно. Но никто не уходит, потому что на самом деле каждый приходит в театр именно за этим.

Текст: Диана Колобаева
Фотографии предоставлены Александринским театром

Новости партнеров: