Гефилте-фиш и плач шофара: в петербургской синагоге рассказали, как готовятся к празднику Рош а-Шана

23.09.2014 18:24 1372
Петербургская хоральная синагога готовится к празднику Рош а-Шана. Этот праздник символизирует начало нового, 5775 года от сотворения мира. Корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ посчастливилось побывать в Большой хоральной синагоге, посетить кулинарный мастер-класс, узнать рецепты, историю и символизм традиционных праздничных (и повседневных) блюд еврейской кухни, а также выяснить, что такое кашрут и почему на еврейском новогоднем застолье обязательно должно быть много сладостей.

Санкт-Петербург, 23 сентября. Началось знакомство с кулинарно-религиозными аспектами еврейской культуры не с лекции, как ожидалось, а с мастер-класса. В прекрасно обставленном ресторане «Лехаим», расположенном на цокольном этаже Большой хоральной синагоги, журналистов учили готовить блюдо под названием «гефилте-фиш». Это традиционное праздничное блюдо, символизирующее второе название праздника – «Голова года». На вопрос о том, почему именно голова рыбы ставится во главе стола и почему вообще рыба – традиционное праздничное блюдо, и повар, и историк единогласно заявили: «чтобы мы были во главе, а не в хвосте» и «чтобы нас было так же много, как рыбы в море». Забавным нюансом прошедшего мероприятия оказалось то, что именно в этот день журналистам, пришедшим поближе познакомиться с религией и культурой еврейского народа, не очень повезло: в ряде зданий, включая и синагогу, на целый день оказалось отключено электричество. Поэтому слушать лекции и готовить рыбу пришлось в очень романтичной обстановке – при свечах.

Кашрут

«Сидят два еврея в ресторане, вот им подают водку, а они не знают – можно им эту водку пить, кошерная ли она. И тогда произносится эта легендарная фраза «мне нужно позвонить своему раввину», и звонят – один своему раввину куда-нибудь в Израиль, другой – в Нью-Йорк», – как рассказал Виктор Амчиславский, это вовсе не анекдот, а правда жизни для ортодоксальных евреев.

А тот разговор о водке и анекдотах, конечно, пошел в рамках рассказа о кашруте – или, что более привычно для нашего русского восприятия, кошере.

Вообще тема кошера (кашрута), как одна из наиболее известных особенностей иудаизма, вызвала большой ажиотаж среди журналистов, пришедших на мастер-класс. Сыпались вопросы о том, можно ли есть вот эту оливку, и почему одна рыба – кошерная, а другая – нет? На все вопросы относительно нюансов производства и готовки правильной еды с радостью ответил приглашенный историк, сопровождающий своими интересными рассказами всю встречу, Виктор Амчиславский.

«Кошер – это термин в иудаизме, который означает дозволенность или пригодность той или иной пищи или даже посуды. – рассказал Виктор. – Например, что такое кошерное мясо. Во-первых, само животное должно быть подвергнуто шхите. Шхита – это ритуальный забой скота. Специальный человек, шохет – резник, осуществляет этот процесс особым образом, «с уважением и состраданием». Считается, что этот метод причиняет животному минимальную боль, то есть зверь умирает мгновенно и без боли. Удаляется кровь – обязательно, потому что кровь в иудаизме абсолютно запрещена, так как мы считаем, что в крови содержится душа, а душа принадлежит только богу, создателю, и мы не можем употреблять кровь ни в каком виде. То есть мясо животного, убитого без боли и мучений, и избавленное от крови – оно кошерно. Только такое мясо, такую курочку или еще кого, мы можем есть. Поэтому, кстати, у нас возникают серьезные проблемы с покупкой колбасы, мяса и всего подобного в российских магазинах. Для нас в российских магазинах, ну, на 99% процентов, все мясные продукты запрещены. Исключение составляют только специальные магазины кошерных продуктов. Овощи и фрукты есть можно. Вот мы сегодня с вами готовили рыбу, гефилте-фиш, и украшали ее листиками салата. Так вот и салат у нас должен быть кошерный. Чтобы никакое насекомое, никакая букашка, ничего живого на нем не сидело и никаких следов не оставляло. Машгиах – это человек, ответственный за соблюдение кашрута. То есть он досматривает и проверяет все продукты, и выносит решение – кошерные они или не кошерные, следовательно, можно их есть или нет». В ресторане при синагоге машгиах, конечно, имеется. И разумеется, досматривает всю еду, поступающую в ресторан и в магазин «правильных» продуктов.

Также историк заметил, что на традиционном праздничном столе обязательно должно быть много сладкого. Даже при приготовлении, казалось бы, соленой рыбы – и то добавляется сахар, причем даже в бульон, в котором она томится. Почему так много сахара на праздничном столе? Как рассказал Виктор Амчиславский, сладости это пожелание друг другу и всевышнему, чтобы год был хорошим и сладким. «Поэтому на столе всегда много меда, в него обмакивается еда – все сладости подаются в ознаменование того, чтобы год был добрым, хорошим и счастливым», – подчеркнул Виктор.

Шофар

Помимо лекции о кошере и традиционных праздничных блюдах, корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ довелось вживую услышать плач шофара.

Рош а-Шана – это день большого суда, когда на небесах решается судьба каждого человека за весь год. В этот день человеку следует задуматься о своих поступках и раскаяться в грехах. Трубление в шофар (бараний рог) это очень важная традиция Рош а-Шана. Бараний рог был избран в качестве музыкального инструмента из-за его изогнутой формы. Как рассказал Виктор Амчиславский, это символизирует то, как иудеи склоняются перед всевышним и раскаиваются в своих грехах. «Вообще, раскаяние – это главное чувство, которое мы должны испытывать на еврейский новый год. И когда сейчас мы будем слушать трубление в шофар – прислушайтесь к этим звукам. Это не звуки радости или победы. Главный символ праздника – шофар, это очень печальный символ. Он издает три разных вида звуков. Они символизируют стон, рыдание и плач. И это те чувства, которые мы должны испытывать на Рош а-Шана перед всевышним, чтобы он даровал нам прощение и добрую запись в книге жизни на следующий год», – рассказал Виктор Амчиславский. Стоит отметить, что в низких сводах ресторана, погруженного во тьму, надрывные стоны шофара действительно звучали совсем не радостно – трагичные, надрывные, грустные звуки. Это не было похоже на плач или рыдание – звучание шофара больше напоминает крик о помощи.

Во время празднования еврейского нового года – Рош а-Шана, трубление в шофар является одним из важнейших ритуалов. А после того, как все молитвы прочтены и самые печальные части праздника закончены, евреи садятся за праздничный стол и поздравляют друг друга с началом Нового года. Например, в этом году, 24 сентября, наступит 5775 год от сотворения мира. А сам праздник длится два дня – в этом году он выпадает на 24 и 25 сентября.

Как сообщил куратор библиотеки Большой хоральной синагоги «Сифрия» Виктор Амчиславский, прийти познакомиться с еврейской религией и культурой может любой желающий. Кошерные магазин и ресторан открыты для всех желающих, и не имеет никакой разницы к какому народу и религии принадлежит гость.

Текст: Елизавета Акимова
Фото: Елизавета Акимова / НЕВСКИЕ НОВОСТИ



Специально для читателей НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ организаторы кулинарного мастер-класса передали рецепт приготовления гефилте-фиш (фаршированной рыбы) от кошерного ресторана «Лехаим». Итак, для приготовления гефилте-фиш вам понадобятся: 1,5 кг филе лосося, 1,5 кг филе судака, 1,5 кг филе карпа, 0,3 кг репчатого лука, 2 яйца, 100г муки, а также соль, сахар и перец по вкусу. Все это нужно очистить от костей и перемолоть в фарш. Из фарша формируются котлетки – приблизительно по 100 грамм каждая. Они варятся на среднем огне в подсоленной и подслащенной (по вкусу) воде, в которую добавляются лук, морковь, свекла, петрушка, укроп, перец горошек и лавровый лист.

Новости партнеров: