Популярность выставки «Пакт Рериха» организаторы объясняют тем, что «сердца людские истосковались о мире, культуре и красоте»

25.09.2014 15:10 1368
Сегодня в Российской национальной библиотеке открылась выставка, посвященная великому гуманистическому делу мыслителя, философа и художника Николая Рериха. К 80-летию подписания уникального в мировой истории Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакта Рериха – Международный Центр Рерихов запустил шествие по всему миру выставки, иллюстрирующей создание невероятного документа. В этом году она начала свое путешествие по нашей стране.

Сегодня в Российской национальной библиотеке открылась выставка, посвященная великому гуманистическому делу мыслителя, философа и художника Николая Рериха. К 80-летию подписания уникального в мировой истории Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакта Рериха – Международный Центр Рерихов запустил шествие по всему миру выставки, иллюстрирующей создание невероятного документа. В этом году она начала свое путешествие по нашей стране. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ встретился с организаторами перед открытием экспозиции в Петербурге и узнал, почему она так популярна в городах России.

Одна из частей экспозиции «Пакт Рериха. История и современность» посвящена петербургскому периоду жизни этого удивительного и многогранного человека. Несмотря на то, что три десятилетия своей жизни Николай Рерих прожил за границей, он сохранял русское гражданство, гордился им и даже издалека продолжал поддерживать и питать свою страну творчеством, идеями и даже финансами (например, во время Великой Отечественной войны). На Васильевском острове в Петербурге началась его насыщенная жизнь, здесь же он учился, здесь же общался со своими знаменитыми современниками, рисовал первые картины и свою собственную картину мира. Здесь же, на археологических раскопках под Санкт-Петербургом, он впервые задумался о том, что совершенно необходимо беречь и сохранять памятники культуры. Экспедиция по старинным городам России еще больше убедила его в этом: древние церкви, казалось, рушились прямо под взглядами на них смотрящих, а неумелая реконструкция не спасала, а губила их. «Башни и стены тают на глазах», – писал он в газеты в те дни. Многие из зарисованных тогда Рерихом церквей сегодня существуют только на его картинах. Человек мира, Николай Рерих не стал ограничиваться своей страной и решил создать международный договор, который защитил бы – подумайте – всю мировую культуру. Не отдельно взятое имение Извара, не Санкт-Петербург, не российское культурное наследие, а весь мир. Право, мыслящий такими масштабами человек, берет на себя ответственность за всю планету. В 1914 году, во время Первой мировой войны, Николай Рерих обращается с идеей заключить Пакт об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции.

Целый раздел на выставке «Пакт Рериха. История и современность» освещает первые конференции по Пакту в Брюгге и Вашингтоне и период подписания Пакта в 1935 году: там собраны документы, связанные с публикациями Рериха, оттиски его публицистических статей, фотографии того времени.

«Один человек! Не государство, не союз государств, а один человек выдвинул идею подписания международного договора, – объясняет уникальность ситуации Александр Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов. – Эту идею подхватили общественные организации. Он организовал международное движение, которое увенчалось подписанием международного договора о сохранении культурных ценностей. В этом небольшом документе, заложено все. Этот документ и эти идеи не превзошел еще ни один договор международного гуманитарного права. Рерих заложил в Пакте идеи сохранения всего культурного наследия: это и музеи, и научные заведения, и научные произведения, это все объекты культуры, в чем было она ни выражалось – то ли в архитектуре, то ли в музыке, в научных трудах. Пакт распространял свою защиту и на носителей культуры, на сотрудников, распространялся в мирное и военное время без всяких условностей».

Первыми вняли идеям Пакта американцы, подписав его в 1935 году в Вашингтоне. В 1954 году в Гааге была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», за основу которой были взяты восемь статей Пакта Рериха. «Оборонять самое драгоценное, чем живо человечество» – вот к чему, выражаясь словами Рериха, призывает эта конвенция. Но совершенно очевидно, что она не работает, а государства, ее подписавшие, ни один из пунктов не выполняют.

«Проблема отсутствия мира» – этому посвящен еще один раздел выставки «Пакт Рериха. История и современность». «В XXI веке интенсивность количества конфликтов возрастает, – напомнил статистику Александр Стеценко. – Только за 2012 год произошло 62 вооруженных конфликта. Война подошла к границам России, взорвала мир на Украине, политические и экономические противоречия и вовсе взорвали весь остальной мир. Так что актуальность идей пакта велика. Идея Рериха «Мир через культуру» – единственный путь достижения мира».

К слову сказать, несколько месяцев назад Международный Центр Рерихов обратился к президенту Украины с просьбой сохранить уникальные культурные памятники страны. Не может не беспокоить последователей Рериха и то, что в Горловке на территории Украины находятся 28 оригинальных полотен художника.

Великий гуманист, нацеленный всем своим творческим существом на поиск Красоты в мире и задачу ее передать, не мог принять войну, которая безжалостно эту Красоту уничтожала. Он рассуждал: «Не удивительно ли, по-русски слово «мир» единозвучно и для «мирности» и для «Вселенной». Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык – богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны». Логика художника и философа вела через понятие Красоты, которая содержат энергетику. Настоящие произведения искусства несут в себе энергетику, считал он. Соприкасаясь с произведениями культуры, человек вбирает ее, особенно, если созерцает сознательно, и становится лучше. Наполняя себя энергетикой красоты, человек улучшает окружающий мир вокруг себя и несет… мир в мир – язык и правда не оставляет нам вариантов.

На экспозиции «Пакт Рериха. История и современность» представлена история разрушений рукотворных шедевров. Обрушившиеся стены храмов, уничтоженные древние статуи, обгоревшие манускрипты и целые сожженные библиотеки: полная картина того, как одни люди губят то, что неимоверным трудом ума и рук создали другие.

Еще одна задача выставки – показать знамя мира, предложенном Рерихом. Ему посвящено отдельное место в Российской национальной библиотеке. Три красных круга на белом фоне, заключенные в окружность – этот символ по замыслу Рериха должен был развеваться над объектами культуры в мирное время и защищать их во время войны. Александр Стеценко рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ подробнее о знамени мира. «Знамя известно, потому что оно является отличительным знаком международного договора и ему придан статус международного знака. Оно висело в Государственной Думе, оно вывешено в Международном центре Рерихов в Москве. Это символ используют многие рериховские организации. Трактовка этого знамени может звучать по-разному. Можно говорить об искусстве, науке и религии в круге культуры. О прошлом, настоящем и будущем в круге вечности. Можно говорить о мире плотном, тонком и огненном. Ведь человек – это существо энергетическое. Я говорил об энергетике красоты – это же не пустые слова. На экспозиции есть целый раздел посвященный этому знамени, где вы найдете его отражение в цивилизации. Оно прошло через всю эпоху истории эволюции человечества, через все религии и конфессии. Мы встречаем его на наскальных рисунках, то ли в Тибете, то ли в Европе и Америке, мы встречаем его на картинах художниках, изображающих то ли Христа, то ли святых, мы встречаем его на готических соборах и православных храмах. Это символ триединства. Он был дан, как отличительный флаг, который известен многим народам. Он объединяющий, он понятен для всех. Это удивительное прозрение Николая Рериха. А он писал в дневнике, что ему этот символ был навеян иконой Святой Троицы».

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» проехала уже по 40 российским городам и, по словам организаторов, везде получает искренние отзывы и пользуется большим успехом. Почему? «Потому, что сердца людские истосковались о мире и культуре, о красоте», – говорят они. Проект, рассказывающий о миротворческой деятельности Николая Рериха (о которой, кстати, знают немногие россияне) завершится в нашей стране в 2015 году к 80-летию Пакта Рериха.

Выставка в Российской национальной библиотеке продлится до 17 октября. В течение всего этого времени будут организованы лекции, а по субботам и воскресеньям посетители могут еще и увидеть фильм «Зов космической эволюции», посвященный Рерихам.

Текст: Евгения Авраменко

Фото: roerih.ru
На фото картины Николая Рериха разных лет

Новости партнеров: