Николай Цискаридзе перед дебютом первоклассников «Вагановки»: Из всех ребят затанцуют два-три человека, а вообще – один

29.09.2014 08:23 78
В среду, 1 октября, на сцене Эрмитажного театра дебютируют первоклассники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Это первый набор при Николае Цискаридзе, ректоре легендарной Академии. Детишки в возрасте 9-10 лет, отучившиеся начальные классы в обычных школах, теперь целиком посвятят себя искусству балета. Распорядок их дня отныне изменится навсегда, как и репетиционная форма. С этого учебного года для всех учащихся Академии была введена новая форма, в том числе и для первоклассников, – цвета голубог

Николай ЦискаридзеВ среду, 1 октября, на сцене Эрмитажного театра дебютируют первоклассники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Это первый набор при Николае Цискаридзе, ректоре легендарной Академии. Детишки в возрасте 9-10 лет, отучившиеся начальные классы в обычных школах, теперь целиком посвятят себя искусству балета. Распорядок их дня отныне изменится навсегда, как и репетиционная форма. С этого учебного года для всех учащихся Академии была введена новая форма, в том числе и для первоклассников, – цвета голубого льда. После репетиции Николай Цискаридзе рассказал корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о том, как происходил отбор и что ждет ребят в ближайшем будущем.

- Николай Максимович, что за этот месяц успели первоклашки?

- Во-первых, дети знакомились со школой, которая имеет почти трехсотлетнюю историю. Во-вторых, с новыми порядками: здесь совершенно другие предметы, другой распорядок жизни. Это не просто обычная учеба в течение пяти часов – здесь ты занят целый день. Для многих это непривычно: лежать на полу, делать гимнастику. И потом, новые педагоги, новый коллектив – все новые лица. Это непростое испытание для такого возраста. С одной стороны, им интересно, а с другой – сложно, потому что привыкаешь за первые годы обучения к обычной школе. А здесь всё заново приходиться осваивать. За этот месяц появляются новый лидер, отстающие. Кто-то останется на этой позиции навсегда, а кто-то обязательно вырвется со временем вперед.

- А те танцевальные элементы, которые они сегодня они демонстрируют на репетиции, – для них это всё в новинку?

- Да, конечно. Для меня – это элементарные вещи. Все начинали с этого. Полонез – первый танец, который выучили наши первоклассники. Полонез был первым танцем на всех балах. В императорской России, его, как правило, открывал сам государь. Он шел в первой паре со своей мамой, вдовствующей императрицей, – таково было правило не только при русском дворе, но и вообще в мире. Но русский двор доминировал, особенно в XIX веке, мы продиктовали свои правила всем европейским дворам. В советское время эта традиция осталась исключительно в хореографических училищах, потому что правила этикета «законсервировались» только здесь. Академия осталась верна традициям XIX века. Выпускной бал Академии в Екатерининском дворце в июне этого года также был открыт полонезом.

- Какие у вас впечатления от ребят после сегодняшней репетиции?

- Когда я смотрел на вступительных экзаменах, у меня были одни впечатления от детей. Сегодня по их первым шагам мне уже ясно, кто из них затанцует, а кто нет.

- Каков процент тех, кто останется танцевать?

- Статистика всегда печальная. Танцуют два-три человека в лучшем случае. А вообще, один. Это, к сожалению, очень жестокая и сложная профессия. Если музыкальные способности есть у достаточно большого количества людей, и то совсем не у многих, то танцевальная способность – это самая редкая способность, потому что координация уха и тела, слуха и движения – это редчайшая разновидность координации. По статистике, половина учащихся, конечно, дойдет до выпуска. Но, к сожалению, есть способности, которые даются только от природы и которым нельзя научить. Как написал великий Шварц в «Золушке»: «И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой». А Пушкин написал: «Душой исполненный полет». Как научишь душу? Это либо есть, либо нет.

- А по какому принципу вы выделяете таких одаренных детей?

- Не могу сказать, это наши семейные тайны. Потом, это объяснить невозможно, это понимают только профессионалы. Надо пройти весь этот путь, от юного ученика до солиста ведущих театров мира, чтобы увидеть это.

- Николай Максимович, расскажите, как происходил отбор учеников при поступлении в Академию?

- У нас критерии очень строгие и давнишние. Этим критериям почти уже триста лет. В советские годы конкурс был гораздо больше. Мне непонятно, как педагоги в те времена выдерживали этот отбор. У нас было шестьдесят мест, данных государством для обучения. В этом году в июне было 184 человека на 60 мест, а потом еще у нас был добор в августе. Процент увеличился ровно вдвое по сравнению с другими годами.

- Расскажите о грядущем выступлении, которое будет 1 октября в Эрмитажном театре.

- Так как это детский праздник, мы покажем детям и их родителям то, чему ребята пришли учиться. Перед ними выступят выпускники Академии. Для Академии впервые выход первоклассников в этом году происходит на сцене Эрмитажного театра. Всегда это было на сцене Учебного театра Академии. Эрмитаж был выбран не только потому, что он – сердце Петербурга и наш большой друг, но и потому, что первые классы, которые были созданы в 1738 году, располагались именно под Эрмитажным театром. Ныне это музейные помещения, но когда-то были комнатами Петра I, где были созданы первые классы, – именно оттуда пошла история Академии.

Поэтому я обратился к Михаилу Борисовичу Пиотровскому с просьбой разрешить проведение нашего мероприятия на сцене Эрмитажного театра. Наши первоклассники увидят концертную программу, в которой будут, как сейчас говорят, хиты мирового балета: «Спящая красавица» и «Русский танец» из «Лебединого озера» – то, чему они будут учиться в дальнейшем.

Текст: Диана Колобаева
Фото: Виктор Сухоруков / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Еще по теме:

На репетициях в Академии Вагановой Цискаридзе учит мальчиков-первоклашек быть джентльменами (фото)

Новости партнеров: